Коротко о моём трёхдневном отдыхе после похода.
День 1 (9 мая) Прогулка по Тбилиси. Встал с утра пораньше и, конечно же, поехал смотреть тбилисские пригородные электрички на главный вокзал на метро. В Тбилиси действует аналог нашей карты "Тройка" залоговой стоимостью 2 лари (около 50 рублей). Стоимость проезда - 0,5 лари (около 13 рублей), которая списывается с карты. Причём вроде бы пересадка на автобус (или пересадки) в течение 1,5 часов бесплатны, т.е. аналог нашего билета 90 минут. Такая же стоимость и система оплаты в автобусах - у каждой двери валидаторы, куда нужно приложить карту. На крупных остановках есть терминалы, где можно проверить и пополнить баланс карты.
Вернёмся к метро. Всё бы хорошо, только поезда ходят уж очень редко - в "час пик" минуты через 4, а в позднее время - до 12, возможно больше. Рано утром было около 8. Соответственно поезда не сказать чтобы битком, но заполнены довольно сильно. Ещё, как позже выяснилось, метро периодически закрываются из-за забастовок. Ну и ещё кое-где водичка подкапывает, но это мелочи. Станции объявляют на грузинском и английском, так что понять можно. Указатель, куда выходить к ж/д вокзалу, также имеется. А вот сам вокзал представляет из себя торговый центр с относительно небольшим помещением с кассами на 3 этаже. Расписания движения я найти не смог, только табло с ближайшими поездами. В справочной по-русски разговаривают, но не очень хорошо. Ладно, пошёл к электричке.
По внешнему виду электричка не сильно отличается от нашей, только белая. В составе от 2 до 5 вагонов (в зависимости от направления). Сиденья мягкие 2+2 (примерно как в наших экспрессах).
Билет стоит 0,5 лари (13 рублей) вне зависимости от расстояния. Купить его можно прямо в электричке - в каждом вагоне имеется автомат по продаже билетов. В кассе тоже можно. Контролёры никого не штрафуют, а предлагают купить билет, у кого нет.
Недостаток один - пригородных электричек в Тбилиси очень мало, а именно целых 4 пары в день - 2 в аэропорт и 2 на юго-восток до последней станции на территории Грузии (Гардабани). И ещё 11 пар в других частях Грузии. Есть ещё пассажирские электрички - пар 10 по всей Грузии - они отличаются от пригородных тем, что идут на бОльшие расстояния (скорее всего, больше 50 км), и стоимость билета уже зависит от расстояния, например от Батуми до Озургети (около 60 км) билет стоит 0,8 лари (около 20 рублей).
Я поехал на электричке в Гардабани, которая по расписанию в 7:00. По факту машинист закрыл двери в 6:59 и сразу поехал. Туда народу было немного, обратно прилично - под Тбилиси даже стояли. Все платформы старые, некоторые высокие, некоторые низкие. Пару платформ (2506 км и ещё одну в Рустави, не обоначенную на яндекс-картах) проскочили мимо, зато остановились на 31 км, где есть только табличка "Остановка первого вагона" и никаких признаков платформы или площадки. По прибытию в Гардабани на соседний путь к платформе подали состав из электровоза с одним пассажирским вагоном в сторону Азербайджана. Что это, выяснить не удалось.
Обратно доехал уже до Тбилиси Узловой, где почти все пассажиры и выходят. Еле выбрался оттуда через рынок (по-другому никак), осмотрел заброшенную канатку и поехал встречаться с ребятами у фунирулёра к 10 утра. Там выяснилось, что часть ребят, которые тоже ушли гулять с утра пораньше, под словом "фуникулёр" имели в виду не фуникулёр, а канатную дорогу (если кто не знает, фуникулёр представляет собой два вагончика, которые ездят по рельсам, а НЕ кабинки обычной канатной дороги). Так что погулять всем вместе было не суждено. Немного потупили и сели только на рейс 10:32 (судя по наблюдениям фуникулёр отправлялся в 02 и далее каждые 15 минут, но это не точно).
Проезд довольно дорогой - 3 лари + 2 лари карта парка Мтацминда, наличие которой обязательно для проеда (и стоимость её не возвращается), итого 5 лари - около 130 рублей). C верхней станции фуникулёра открывается красивый обзорный вид на город. Говорят, c колеса обозрения ещё лучше, но оно, как и некоторые другие атракционы, было в несколько разобранном состоянии (кабинки были сняты и находились в другой части парка на покраске).
Далее попрощался с ребятами, и пошёл пешочком к Черепашьему озеру, практически рядом со мной ещё какие-то иностранцы, по пути попадались ещё люди. Дорожка в целом хорошая (автомобильная грунтовка) и спокойно проезжаемая на велосипеде. Правда, один кусок (вроде бы это просто тропа-срезка, но уверенности нет) довольно интересный с сыпухой местами. Временами открываются красивые виды на город с новых ракурсов. Прошёл мимо закрытых ворот этнографического музея к Черепашему озеру, оттуда на интересной стоячей канатке вниз к парку Ваке (стоимость - 1 лари, которая списывается с транспортной карты; возможен провоз велосипеда также за 1 лари), где заканчивались единственные в городе мероприяития (а именно - концерт) в честь Дня Победы. С утра был ещё Бессмертный полк. Это, пожалуй, единственное место в городе, где почти все люди разговаривали на русском. Разговоры, правда, были в основном про власть, что не делает нормальный праздник.
Далее на автобусе в центр, чуть погулял и в хостел, отдонул, переждав дождик и ещё разок на фуникулёре, уже без тупёжки - пришёл к 18:00, уехал на рейсе 18:02. Думал сначала выйти на средней станции, но надвигающиеся тучки и полное отсутствие посадки-высадки на ней отговорили меня, и поехал снова до верхней станции. На этот раз уже не внизу, а рядом с машинистом (или как там его правильно назвать?) - там ехать поприятнее - нет осущения, что вагончик хочет поехать вниз. Далее по оборудованной каменной дорожке к крепости Нарикало (которая, правда, неожиданно закончилась, и как дальше идти не очень очевидно, но разобраться можно - мы ведь хорошо умеем ориентироваться). Далее по канатке вниз (2,5 лари), чуть погулял по центру и в хостел.
Далее вместе с Машей Соколовой и Настей, которые собирались в Местию, поехали на вокзал. Вышли довольно поздно, так что уже даже я стал волноваться, что мы успеем. Но повезло - поезд метро пришёл почти сразу же (а интервал почти 10 минут), пассажирский поезд стоял на первой платформе, так что минут за 15 до отправления мы были у поезда.
День 2 (10 мая) Поездка в Батуми.
В Батуми по железной дороге можно добраться тремя способами:
1) на утреннем или вечернем скоростном двухэтажном поезде;
2) на ночном сидячем поезде через день;
3) на обычном ночном поезде, который идёт в Озургети, а дальше либо на маршрутке от ст. Уреки около 50 км, либо на электричке из Озургети. В обоих вариантах нужно часа 2 подождать, т.к. ночью маршрутки вроде не ходят.
Первый вариант отнимает много дневного времени, ночью в сидячке ехать также не очень. Так что я выбрал 3й вариант, правда несколько видоизменнённый.
Поскольку, судя по отзывам предыдущих тургрупп, проезд с велосипедом в грузинских поездах несколько осложнён + желающих ехать в Батуми с велосипедом не было, как и все, оставил велосипед в хостле и поехал без него.
За сутки взял билет через интернет в плацкартный вагон, вечером 9 мая пришёл на посадку. И вижу, что во всех вагонах уже все вошли, стоят вежливые русскоговорящие проводники, а к моему вагону очредь. Проводник по-грузински, как я понял, попросил подождать, пока все войдут по бумажным билетам, потом достал распечатку со списком пассажиров с электронным билетом и проверил, что я там есть и что паспортные данные верные.
Поездка в плацкартном вагоне оказалась несколько своеобразной. Еле пробрался к своему месту, так как все проходы заставлены сумками. Постельного белья нет в принципе, но можно приносить своё, что некоторые пассажиры и делали. Проводник кричал на некоторых пассажиров, у одногт из пассажиров выхватил бутылку и вылил в тамбур. Ночью мамаша с ребёнком стала барабанить в туалет, что-то крича по-грузински, всех перебудив. Но, как ни странно, удалось отдохнуть и более-менее выспаться.
Будильник заводить не стал, проснулся за пару минут до отправления из Урек и слез в Натанеби. Было ещё темно, уличных фонарей нет, только на ж/д станции, и тот включается только когда есть пассажиры - перед прибытием поезда и отключается после его отправления. На площади перед вокзалом стоял одинокий таксист. Спросил у него, сколько будет стоить доехать до моря (там километра 4), ответил, что 10 лари. Подумал, что дороговато, да и торопиться некуда, и решил прогуляться пешком.
Подождал минут 15, пока рассветёт. Таксист вдруг спросил, как пойдёшь. Мне показалось это несколько подорительно, поэтому ответил, что пока не решил. Далее пошёл по дороге к морю, и таксист после этого сразу уехал. Мне это показалось ещё более подозрительн ым, поэтому на всякий пожарный решил свернуть по на второстепенные дорожки, да и идти по ним по-приятнее. Поскольку времени много, решил срезать по тропе, дошёл до стрёмного брода, вернулся обратно. В конце концов вышел к свиду заброшенному стадиону, который оказался вполне действующей The Black Sea Arena
www.railway.ge/?action=news&lang=rus&npid=585
Там рядом и пляж с чёрным песком. Вода тёплая, минут 20 - 30 поплавал и пошёл на маршрутку. Передо мной как раз ушла, но не беда - ходят они каждые 15 - 20 минут. Доехал до
реабилитированного вокала Кобулети за 20 минут до электрички, так что было время на его осмотр. Тут всё хорошо - и расписание с дублированием на русском языке (вроде бы), и табло c ближайшими поездами, и табло с указанием свободных мест. Не то, что в Тбилиси.
Взял билет за 0,5 лари, сел на электричку и поехал в Ботанический сад. Хорошо, что с навигатором, а то найти нужную остановку было бы тяжело - в электричках остановки не объявляют. Подсчёт количества остановок не работает, так как на яндекс- и других картах обозначены не все.
Вышел на платформе Ботанический сад, кроме меня никого. Ворота в сад закрыты на замок, рядом калита, свиду заварена, но оказалась вполне себе открывающейся. Пошёл ещё раз искупался и в сад. Через пару часов вышел с другой стороны, там вход стоит 15 лари (330 рублей). А с платформы Ботанический сад, получается, бесплатно.
Осмотрел заброшенную канатку над ж/д путями, новенький двуэтажный поезд с Пашей и Ксюшей, который конечно же опоздал, ещё разок искупался и поехал на маршрутке в центр, где встетиося с Пашей, Ксюшей и их другом, погулял с ними и уехал на вокзал, взял билет на этот раз в купе и уехал на электричке в Озургети. Все конечно же чихали на расписание и приехали минут на 15 раньше. Далее на сел на поезд в купейный вагон (18 лари) - тут всё хорошо - и вежливая русскоговорящая проводница, и бельё (3 лари), и нормальные пассажиры - ночных криков не слышал.
День 3 (11 мая) Боржоми. Слез с поезде в Хашуре в 4 утра, на такси (30 лари) доехал до Боржоми и пошёл гулять в парк. Вход 2 лари, но рано утром бесплатно. И поэтому я там был не один) Через парк тропа идёт к серо-водородным ваннам. Местным принятие ванн бесплатно (иногородним - 5 лари), но вход в парк вроде платный. Вот и идут рано утром. Спросил, как далеко до сероводородных источников, получил ответ "Да тут недалеко, пара перевалов". Поскольку цель у меня была другая, решил туда не идти.
А цель была - проехать по узкоколейке
Боржоми - Бакуриани Тут есть нюанс, что узкоколейный поезд отправляется в 7:15 со ст. Боржоми, до которой километра 3 от конечной станции электричек Боржоми Парк, находящейся рядом с парком. А электричка отправляется в 7:05. Успею ли пересесть с электрички, не понятно, поэтому решаю пойти пешком. На практике успел бы - в Боржоми электричка прибыла в 7:14 к той же платформе.
Поезд УЖД состоит из двух вагончиков с хорошим обзором. Не то, что некоторые наши подобные поезда, которые могут состоять из одного
багажного вагона. Также есть открытые площадки, на которые можно выйти. Пассажирами, в основном, были желенодорожники, обслуживающие линию. Трое туристов, как я. И несколько местных жителей. Проезд стоит 2 лари. Интересно, что поезд останавливался везде, где были люди, а официальные ост. пункты наоборот проскакивал. На расписание также все чихали, приехали минут на 20 раньше. Обратно отправились чуть позже (причём все стояли и тусили возле поезда. Минут через 5 после планового отправления спросил, когда будет отправление, ответили, что сейчас поедем, быстро зашли в поезд/электровоз и поехали). На одной из станций было скрещение со встречным поездом (в котором туристов на порядок больше), в результате машинисты вместо того, чтобы ехать согласно расписанию, стали общаться друг с другом и в результате приехали на конечную минут на 10 позже.
Дальше я не успел составить себе план. Было 2 основных варианта - Кутаиси и осмотр ещё одной интересной ж/д линии с возвращением ночным поездом и Тбилиси. Я колебался. Но начавшийся дождик и сразу приехавшая маршрутка до Тбилиси опеределили мой выбор в пользу Тбилиси. По пути решил заехать во Мцхету - единственное место, о котором я слышал. Спросил у водителя, доеду ли я до Мцхеты, водитель ответил "да-да" и через 1:45 высадил на развилке в 3 км от Мцете со словами "вот, Мцхета там". Сел на местную маршрутку, погулял там - осмотрел собор Светицховели, монастырь Сантавро, крепость Бебрисцихе, съедил за 10 лари к монастырю Джвари. Потом были ещё планы по осмотру метро, канатки у уиверситета и прогулке по центру (даже предупредил работников хостла, что, возможно, очень поздно приду), но усталость и склонение в сон дали о себе знать, так что ограничился сокращённым осмотром метро и совсем небольшой прогулкой по центру, и отправился в хостел готовиться к отъеду и спать.