Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

ТЕМА: «Приключения» в велотуризме

«Приключения» в велотуризме 18 мая 2018 14:59 #1

  • AP
  • AP аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 1319
Посовещавшись в «тесном» клубном кругу (примерно 50 человек) решили, что стоит таки создать тему про приключения в велотуризме. Вызвано это тем, что довольно мало народа представляет себе специфику и опасности именно велопоходов. Казалось бы, что в них? Это вроде не горы, где можно сорваться, и это не вода, где можно кильнуться с непоправимыми последствиями.

Но когда в реальности даже в несложных походах уровня 1-2 КС происходит что-то, выходящее за рамки «обычной покатушки» или выбивается из схемы «проснулись/поели -> свернули лагерь -> покрутили -> поставили лагерь/поели -> легли спать», народ зачастую теряет присутствие духа, испытывает шок и даже панику. Поэтому цель данной темы – донести до туристов (и велотуристов в частности), что бывает в велопоходах и как это разруливается (если разруливается).

Отдельно отметим, что ветка не является разбором НС или каких-то ЧП. Она создана для информации («предупрежден – значит вооружен»). Случаи, приведенные здесь, реальны и описаны со слов очевидцев. Однако имена руководителей и участников будут по возможности опущены (по понятным причинам), как и не будет уточняться, в каком походе что случилось. Например, если человек упал на спуске, то ведь неважно, на каком спуске это случилось (хоть в Подмосковье), главное – почему оно случилось и как развивались события дальше. Хотя, если имели место важные детали (до «населенки» – 3 ходовых дня и 5 перевалов), то они, скорее всего, будут упомянуты в общей картине.

Отвечать на вопросы скорее всего будут те, кто описывал случай. Ну или люди, разбирающиеся в теме. И, конечно же, не стоит думать, что те, кто приводит здесь истории, являются непосредственными участниками – это не всегда так. А вот поделится хочется многим – за годы проведения походов накопилась куча всяких «нештатных ситуаций».

И в заключение поста... Когда-то на школе инструкторов нам читали отличную лекцию про безопасность в походах. Среди прочего была такая фраза: «Хорошо спланированный, грамотный поход – внешне скучный и не интересный. Зато в нем всё учтено, и мЕста ЧС практически нет, что самое важное – ведь ходят получать удовольствие, а не калечиться. Хотя бывает всякое и об этом надо знать. А вот если кто-то говорит про свой поход «Вперед за приключениями!» это уже очень тревожный звоночек...»

Так вот, я желаю всем интересных походов, но без приключений :о)
Администратор запретил публиковать записи гостям.

«Приключения» в велотуризме 18 мая 2018 15:27 #2

  • AP
  • AP аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 1319
Может самому и начать? Достаточно типичный простой случай.

Группа спускается с перевала по плохой, местами заросшей грунтовке. В седле, достаточно быстро. Последним спускается механик, он же – фотограф, он – же замыкающий. Достаточно населенная местность, но не в России. Слышно, как внизу по асфальтовой дороге движутся редкие машины. На последнем повороте перед выездом на асфальт замыкающий (напоминаю, он же – фотограф) увидел отличный кадр. Остановился, сфотографировал, продолжил спуск. Выезжает на асфальт. В этом месте как раз находится перегиб условного асфальтового перевала. Влево и вправо идут спуски по серпантину в лесной местности, то есть дорога не просматривается. На асфальте группы нет...

У замыкающего нет ЖПС (то есть трека), он думал, что группа следует типичным правилам – ждать всех на смене покрытий или на развилках, а он задержался немного, фотографируя, приехав к пустому перекрестку. Связи тоже нет, забугор, телефоны не у всех, да и местные сим-ки тоже. Что делать в чужой стране?

Поехать можно по двум равнозначным вариантам, оба на спуск. Если ошибиться направлением, потом надо набирать высоту обратно. Конечно, по правилам потерянному участнику надо остановиться и ждать, пока группа обнаружит пропажу и кто-то вернется, но в плотно населенной стране просто так стоять и ждать как-то... В общем, выбран вариант «влево». Участник спускается, два витка серпантина пролетают быстро. По пути попадаются три велосипедиста-шоссера. Турист их тормозит и на пальцах спрашивает (не русскоговорящая страна), не проезжала ли мимо них группа велосипедистов-туристов с такими же, как у него сзади рюкзаками. Получает однозначный ответ, что нет. Разворачивается и набирает высоты на два витка, спускается в обратную сторону и видит возвращающегося за ним руковода...

Какие можно сделать выводы?

1. Замыкающий должен иметь ЖПС с треком даже если группа договаривается «ждать всех».
2. Надо придерживаться правил и таки ждать в точке потери группы.
3. Группе надо отслеживать на перекрестках и сменах покрытий, все ли на месте.

Вроде всё просто, но уже не было выполнено три элементарных правила.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

«Приключения» в велотуризме 18 мая 2018 16:40 #3

  • Lone_Wayfarer
  • Lone_Wayfarer аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 678
Кольский п-ов, озеро Гольцовое: nakarte.tk/#m=15/67.84885/33.68138&l=O
Добрались сюда после долгого дня с кучей поломок. Часов в 12 ночи всё ещё продолжается ремонт велосипедов. Помимо прочего есть один багажник срезавший винт в раме "под ноль" и второй багажник со сломанной стойкой. Вырезаю из Y-образной ветки стойку багажника. В руке большой острый нож, который случайный человек назвал бы "охотничьим". Понимаю, краем подсознания, что режу "на себя", но успокаиваюсь, что лезвие ножа из Y-образной выемки никуда не денется. В какой-то момент при особом усилии лезвие проскакивает вдоль, ветка проворачивается в руке и лезвие с лёгкостью вспарывает руку в перчатке. Порез с тыльной стороны левой руки в районе основания указательного и среднего пальцев. Сразу понимаю, что порезался очень глубоко. Зову Лену (моя девушка и одновременно медик). "Лена, я порезался. Сильно." Лена вываливает аптечку и отдаёт мне пачку салфеток. Зажимаю рану салфетками, останавливаю кровь. Лена находит бинты, приносит. Подождав немного, открываем рану, кровь течёт уже не так интенсивно. Промываем перекисью, сдвигаем края раны, одновременно зажимая стерильной салфеткой и туго заматываем бинтом.

По самочувствию: могу двигать всеми пальцами, но любое малейшее движение причиняет сильную боль. Даже поднимать и опускать руку больно. В общем, руки у меня временно "нет".
Сообщаем руководителю.
До базы КСС около 10 км сложными грунтовыми дорогами с бродом.
Первое решение ехать туда ночью - отвергаем, ждём утра.

Утром решаем, что мы с Леной едем своим ходом до базы КСС, получаем там помощь, затем едем в Кировск (около 35 км) и останавливаемся там в хостеле.
Группа тем временем должна была сделать двухдневное кольцо через перевал Рамзая и проехать через тот же Кировск. Дальнейшее наше участие или слив зависело от моего самочувствия.
Все мои вещи перегружаем Лене в велоштаны, себе оставляю пустой байк и заплечник весом около 5 кг. Поскольку Лена - медик, а я - механик, делим с командой ремнабор и аптечку, оставляя себе самое необходимое.

Дорога до базы КСС не показалась нам очень сложной. Частично я ехал, руля одной рукой, частично вёл велосипед рядом с собой в сложных местах.
На базе только развели руками: машина уехала забрасывать туристов на рыбалку, а тут на базе они могут только замотать рану бинтом, что мы уже и так сделали. Какого-то специализированного врача на базе тоже нет. Понимаем, что нужно ехать в Кировск. Впереди ещё 25 км каменистой сложной дороги. Ехать по ней, держась одной рукой - рискованно, идти пешком - долго. На базе много туристов, но машины забиты людьми и снарягой под завязку. Наконец, находим одно свободное место в джипе, который добрасывает меня до больницы в Кировске. В больнице после снятия повязки были очень удивлены: сдвинутые края раны уже начали схватываться и даже место пореза не определялось. Сказалась качественно оказанная первая помощь. Немного смутился "пустяковости" травмы. Рану обработали и забинтовали, но зашивать отказались, мотивируя тем, что смысла уже не имеет и срастётся "так". Для зашивания нужно было появиться у них не позднее 6 часов после травмы! Назначили полный покой 2 дня минимум и антибиотики (амоциклав).

Тем временем, Лена осталась одна на базе КСС с двумя велосипедами. Понятно, что ей нужно было как-то добраться до Кировска ко мне. Были придуманы следующие варианты:
1. Полная разборка моего велосипеда и перевозка на одном велосипеде второго с вещами. Метод "дикого тандема" тогда в голову ещё не пришёл.
2. Объединение с группой пеших туристов, которые предложили помочь "докатить" велосипеды до Кировска.
3. Вызов такси за ощутимые деньги (сложная каменистая дорога только для внедорожников).
4. Уговорить взять два велосипеда и пассажира каких-нибудь автотуристов.

Последний метод, в итоге, и был приведён в исполнение:

Спасибо за это команде водкомоторников! :d_daisy: :laiea_050:
Кусочек с 29:07


В Кировске сняли гостиницу, где отдохнули постирали и посушили вещи. Сходили в местные кафешки и в музей. Надо сказать, такой отдых был очень кстати посреди мокрого изматывающего похода и через два дня мы уже встречали команду будучи в куда более бодром настроении, чем сама команда. :whistle: К моменту встречи с командой рука подзажила и позволяла аккуратно управлять велосипедом, давая нагрузку около 30%. К счастью, сложные горные каменистые дороги как раз кончились, и на асфальте и грейдере проблем я не испытывал. Постепенно, к концу похода, рука позволила пользоваться ей полноценно.

Надо сказать, что происшествие прошло довольно "гладко" для такого ненаселённого региона благодаря ряду невероятных везений:
- Близкое расположение базы КСС.
- Очень лёгкая снаряга у меня и у Лены.
- Наличие связи в районе, что позволяло свободно общаться мне, Лене и группе.
- Наличие свободных машин у автотуристов.
- И самое главное - травма произошла именно в том месте, где основная часть группы делала "полукольцо" по маршруту, что позволяло воссоединиться (или слиться) легко и без существенных финансовых затрат.
Последнее редактирование: 18 мая 2018 19:05 от Lone_Wayfarer.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

«Приключения» в велотуризме 21 мая 2018 19:45 #4

  • maxcomp
  • maxcomp аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 304
Ну тогда могу и личного опыта немножко добавить?

Про себя могу сказать, что предпочитаю катать в одиночку. Причем нравится ездить по дальнему подмосковью и сопредельным областям, (хотя и не ограничиваюсь ими) Люблю осваивать районы, которые велотуристами посещаются исключительно редко, (Например, по причине удаленности от ЖД станций). Поэтому, в случае чего, на общественный транспорт особой надежды возлагать не приходится. Это хорошо, если в интересующем меня районе раз в день что-то типа автобуса ходит, до райцентра. Но чаще всего наблюдается полное отсутствие всякого общественного транспорта как такового (тому, кто обитает только в пределах МКАД, это трудно осознать). Следовательно, есть четкое понимание простого факта: в случае чего,можно рассчитывать только на свои силы. Поэтому "приключений", подобных описанным выше, стараюсь не допускать, по возможности заменяя их приключениями приятными.

Хотя случалось всякое, но до состояния "полная ж..." дело не доходило ни разу. Во всяком случае, пока все неприятные ситуации можно описать фразой: "Ерундовая поломка, на устранение которой в гараже ушло бы 10 минут. А тут из-за отсутствия инструмента или запчасти ехат не получается, а до финиша еще ох как даллекооооо". Самое интересное, что такие приключения происходили (во всяком случае, при мне) только в коротких велоПВД. На 1-2-3 дня. Для дальнего похода и ремнабор и инструменты собираешь более тщательно, и ТО велосипеда выполняешь как положено. (Потому что для себя, любимого).

Страшная история № 1.

24 марта 2014 года.
.......
Все здорово, весело, и замечательно. Погода была отличная — солнце и штиль. Пейзажи радовали глаз, велосипед весело катился.

За 18 км до финиша внезапно спустило заднее колесо. Ну что-же, бывает, прокололся. Съехал в лес, снял колесо. Не вытаскивая камеру из покрышки, быстро обнаружил место прокола на камере. Дырка не маленькая, миллиметра три в диаметре. Начал искать инородное тело в покрышке рядом с дыркой. Не нашел. При самом придирчивом осмотре не удалось обнаружить не только инородного тела, но и повреждения на покрышке. Вообще. Кто нибудь другой мне про такое рассказал бы — не поверил бы. Посоветовал бы искать получше. А тут раз двадцать все прощупал и просмотрел — все чисто. Чудеса, в общем. Но что-то же все таки должно было камеру проткнуть?

Ладно, достаю новую камеру, заправляю ее в колесо. Накачиваю. Как и следовало ожидать, спускает. Почти сразу. Вынимаю, с намерением уж теперь уж точно найти место прокола и вытащить то, что там застряло в покрышке. Ага, щаз. Это не прокол! Оказывается, камера проездила в виде запаски несколько лет и за это время успела на сгибе протереться до дырки.
Ну хорошо, без проблем.. Придется клеиться. Достаю заплатки, клей. Тюбик с клеем, вроде полный, а оттуда ничего не выдавливается. Вообще. Покупал клей (Момент Резиновый) год назад, перед прошлогодним майским походом, но так ни разу им не пользовался. И на ощупь тюбик монолитно твердый. Ну то есть запасной камеры у меня, оказывается, нет. И заклеить поврежденную мне тоже, как выясняется, решительно нечем. Было дело, в далекие 80-е, (я был еще молодой и глупый, запасную камеру/клей/заплатки с собой не взял) , из подобной ситуации удалось выкрутиться, вытащив камеру и туго набив покрышку травой. Но тогда было лето. А сейчас - март. Какая нафиг трава?

Первая мысль - чапать к ЖД станции пешкодралом. Прикидываю, сколько времени мне на это потребуется. Результаты вычислений не обнадеживают.
Вторая мысль — спрятать вел в лесу, воспользоваться рейсовым автобусом, а потом вернуться за велосипедом на эвакуаторе. (Только весьма не факт, что вообще-то автобусы тут еще ходят — дело к вечеру, а места весьма глухие). Пытаюсь узнать расписание рейсовых автобусов через интернет. Фигвам: связь плохая, ничего не получается.
Третья мысль — разрезать тюбик с клеем ножом — может, там внутри сохранилась жидкая фракция клея.
Третья мысль оказалась верной. Я заклеил обе камеры (клея-то больше нет!), заправил одну из них в колесо. Поехал. Оставшиеся 18 км доехал без приключений. Под горку и при попутном ветре. Больше проколов не было. Что это было - осталось загадкой до сих пор.

Хорошо еще, передо мной не стояла опасность опоздать на последнюю электричку. (Заброску сделал на личном автотранспорте, который оставил в городе). А то бы пришлось на станции ночевать или гостиницу искать.

Полную версию рассказика о той поездке можно прочитать тут: 3x9.ru/report/pvd-v-tretyu-stolitsu-23-marta-2014-goda/.

Вывод: Раз в год устраивать ревизию ремнабора. Все изношенное, просроченное, подозрительное - выкинуть. Если чего не хватает - докупить.

То же самое относится к аптечке. Обнаружить, что срок годности нужного вам здесь и сейчас лекарства истек 5 лет назад?

Страшная история № 2. Это на ночь лучше не читать.
Произошла она, правда, не в велосипедном, а в водном походе. (По Карелии). Но и с велосипедистами тоже может запросто произойти нечто похожее.
С нами был участник, который болел диабетом, и вынужден был несколько раз в день делать себе инъекции инсулина.
Естественно, все необходимое для этих инъекций ехало у него в лодке. Ну и в один не совсем прекрасный момент (чтобы не задерживать группу, он решил сделать инъекцию прямо на воде, не зачаливаясь) , при этом свою аптечку героически уронил в озеро. И она утонула (С).
Нам тогда пришлось
1. быстро добираться до ближайшей деревни (а до нее оказалось не очень близко).
2. Искать там машину с водителем (а найти в Карелии вечером в субботу трезвого мужика... сами понимаете...).
3. Ехать в ближайший населенный пункт с аптекой.
4. Аптека в это время суток уже не работала, но местные жители посоветовали обратиться в местную больничку. Там дежурная врач без особых вопросов собрала нам сумку, в которую положила все необходимое для диабетиков. (спасибо ей огромное).
5. Вернуться взад вовремя. Хотя бы к утру.

Тогда дуракам сильно повезло. (Дело было в середине 90-х, до программы "здоровье нации" еще не додумались, и последовавшая в результате оптимизация (в сущности, разгром) медицины еще не произошла. Сейчас, скорее всего, будет немножко сложнее. Хотя появилась сотовая связь, но вот аптеки и больнички с всякими станциями скорой помощи из многих населенных пунктов исчезли. Видимо, навсегда.

Вывод: если в группе есть участник, для которого прием каких-то лекарств жизненно необходим , (в смысле, их неполучение представляет угрозу для его жизни), то лучше отдать некоторое количество этих лекарств другому человеку. На всякий случай.

Вот как-то так...
Понятно?

Всем желаю в походах находить только такие приключения, которые классифицирутся как "приятные". Ну типа что-то интересное найти...
Последнее редактирование: 21 мая 2018 21:44 от maxcomp.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

«Приключения» в велотуризме 22 мая 2018 12:08 #5

  • AP
  • AP аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 1319
Еще одно "приключение"
_________________________

Относительно несложный школьный поход 2 КС в горной местности. Горы невысокие (до 800 м), местами дороги по ним крутые – то грунтовые, то крупнокаменистые. С группой едут, помимо руковода, два инструктора.

Утро (то есть группа отдохнувшая и выспанная), участок движения по хребту, постоянные спуски/подъемы. В большинство подъемов велосипеды надо заталкивать – градиенты достигают 22-25%. Спуски соответствующие. Но на спусках едут все, хотя даже кое-кто из инструкторов с удовольствием пошел бы пешком – так проще, можно обозревать виды, не надо постоянно контролировать велосипед и оттормаживаться одновременно двумя тормозами, думая, как бы не свалиться. Порядок движения примерно следующий: сперва спускается руководитель (опытный участник), потом один из инструкторов, потом группа и в конце – замыкающий медик и второй инструктор. Все предупреждены, чтобы не лихачили.

На одном из крутых спусков аккуратно съезжает почти вся группа, но один из последних участников падает «черезрульку» вперед и немного по косой. Из интересных моментов – у этого участника утром протёк гидравлический тормоз (задний), он поехал на одном и поэтому был особо осторожен на спусках.

Из общей картины, которую удалось восстановить по памяти очевидцев (как обычно, многие многое не углядели). Самый крутой участок он спустился пешком (примерно 1/3 склона от вершины), потом сел в седло и продолжил спуск не разгоняясь. На выполаживании (было уже почти ровно) тормоз отпустил и стал разгоняться инерцией. Налетел передним колесом на небольшой камень, на него же наехало и заднее колесо. При этом произошел пробой сразу двух камер, руль подвернуло и велосипед «ушел» под участника, который упал вперед и немного вбок.

В результате медик зафиксировал последствия: «Множественные порезы и повреждения: глубокий порез под правым глазом, порез над правой бровью, кровоподтек под правой ноздрей, на подбородке. Сильный ушиб правого плеча, глубокая рана ниже локтя на правой руке, множественные кровоточащие царапины и порезы на правой и левой руках, на правом боку, на правом бедре в верхней и нижней его части». В общем, картина малорадостная. Добавим к этому посттравматический шок. Опять таки, из отчета медика: «Раны промыли чистой водой, затем перекисью. На порез над правой бровью наложили кровоостанавливающую салфетку и заклеили пластырем. На глубокий порез под правым глазом наложили стерильную салфетку, смазанную мазью «Левомеколь», а поверх заклеили пластырем. На глубокую рану ниже локтя на правой руке положили стерильную салфетку, смазанную мазью «Левомеколь», а поверх туго забинтовали широким стерильным бинтом. На повреждения на правом боку и в нижней части правого бедра также наложили стерильные салфетки, смазанные мазью «Левомеколь», а поверх заклеили лейкопластырем. На ушиб плеча клали мазь «Долобене». Остальные ссадины и царапины обрабатывали «зеленкой». В дальнейшем лечение сводилось к ежедневной двухразовой перевязке со сменой стерильной салфетки с мазью «Левомеколь», на руке, боку и ноге; обработке всех прочих ран «зеленкой»; а также измерению температуры». Помимо этого, участника сразу же показали в больнице первого населенного пункта, попавшегося по пути - после любого падения это сделать чуть ли не обязательно (вдруг поверхностный осмотр чего-то не выявил и существуют внутренние повреждения). Что можно было сказать достаточно определенно – не было удара головой (шлем целый, не в пыли, не поцарапанный, участник всё помнит, в сознании), а значит и нет ЧМТ (хотя всё условно). В больнице (через день после падения) рентген не делали, просто осмотрели и перебинтовали уже почти зажившие ранки, сказав, что внешне всё ок.

В первый момент падения выглядело всё достаточно непривлекательно – малоподвижный, инертный, в шоковом состоянии участник, испачканный пылью и кровью, причем непонятно, насколько все серьезно и где какие травмы. Участника уложили на пенку в тени (дошел сам), опросили, аккуратно отмыли от пыли и крови, составили общую картину. Всё это заняло примерно часа полтора. В процессе оказания первой помощи руководитель на всякий случай связался со «Скорой» (местность достаточно населенная, но не в горах, а рядом с ними), чтобы выяснить, как, в случае чего, можно транспортировать участника до больницы. В «Скорой», узнав, где произошло ЧП, отказались ехать, хотя по этой дороге регулярно проезжали УАЗы с экскурсиями (за время восстановления участника мимо группы проехало два таких автомобиля, махая великам руками в приветствиях). Машины группа решили не тормозить, пока не прояснится ситуация. Руководитель позвонил также в местное отделение МЧС и там сообщили, что готовы прислать машину и спустить пострадавшего участника бесплатно, но к этому времени характер травм и состояние участника позволило пересмотреть планы.

Руководитель заметно нервничал, хотя головы не терял. Один из инструкторов помог оказать медику первую помощь, второй успокаивал руководителя и следил за ремонтом упавшего велосипеда. Когда разобрались в травмах (это произошло достаточно быстро, после первичного осмотра и опроса пострадавшего), решили, что участнику сперва необходимо просто отойти от шока. Пока он отдыхал на пенке, все ранки были отмыты и обработаны (см. выше отчет медика). Через 2,5 часа участник отошел настолько, что был готов продолжать поход. Но поскольку травмы свежи и рука болит, участника почти полностью разгрузили и распихали вещи по другим рюкзакам. Мало того, участник пошел пешком, ведя велосипед рядом – все равно сильная «пересеченка» и в горки велики толкают все. На крутых подъемах велосипед участника помогали толкать те, кто первый успел взобраться на вершину. В целом темп группы, конечно, упал, но двигались довольно резво.

Ближе к вечеру на одном из спусков свалился еще один участник, но оно было попроще утреннего. По факту – покрышка медленно едущего велосипеда соскользнула с камня, в результате чего произошел завал набок. Травмы образовались потому, что падение было на неровную каменистую поверхность. Из отчета медика: «У участника порез на левой руке ниже локтя, а также ссадины и кровоточащие царапины на левой руке выше локтя и на левом бедре. Раны промыли чистой водой, затем перекисью. На порез наложили кровоостанавливающую салфетку, а поверх забинтовали. Остальные раны смазали «зеленкой». Последующее лечение сводилось к обработке всех ран «зеленкой».

На следующее утро раны обработали и первый, «утренний» участник мало того, что стал крутить на велосипеде, причем и в крутые подъемы, но и двигался быстрее всех остальных, поскольку группа в подъемы шла пешком (рюкзаки на багажниках), а у пострадавшего рюкзак был пустой.

Выводы (от себя):

1. Падения в велотуризме бывают, от них никто не застрахован. Поэтому обязателен шлем и очень желательны перчатки. Да и вообще, на сложных участках желательно скрывать оголенные участки кожи – хоть и немного, но помогает.

2. Даже в относительно простых походах бывают существенные травмы, надо быть к этому готовым и уметь эффективно справляться с разнообразными порезами и ушибами как минимум.

3. Надо быть предельно аккуратным, особенно на опасных участках. Совершенствовать технику управления велосипедом (так никто и не понял, почему камень, послуживший причиной падения, не был объехан).

4. В сложные моменты надо сперва разобраться (максимально оперативно) в ситуации – возможно она не такая сложная и критическая, как представлялась в начале.
Последнее редактирование: 22 мая 2018 14:16 от AP.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

«Приключения» в велотуризме 22 мая 2018 12:33 #6

  • Lone_Wayfarer
  • Lone_Wayfarer аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 678
Экспресс-вопрос: участник пола женского?
Администратор запретил публиковать записи гостям.

«Приключения» в велотуризме 22 мая 2018 12:40 #7

  • AP
  • AP аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 1319
Lone_Wayfarer пишет:
Экспресс-вопрос: участник пола женского?

Какой из них? :о) И ты с какой целью интересуешься, есть разница в оказании первой помощи и разруливании ситуации?
Администратор запретил публиковать записи гостям.

«Приключения» в велотуризме 22 мая 2018 12:44 #8

  • Lone_Wayfarer
  • Lone_Wayfarer аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 678
У меня есть примета.
Если участник при падении безропотно воткнулся в грунт лицом - это девушка. Работает в 90%
Хочу проверить :/
Администратор запретил публиковать записи гостям.

«Приключения» в велотуризме 22 мая 2018 13:01 #9

  • AP
  • AP аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 1319
Lone_Wayfarer пишет:
У меня есть примета.
Если участник при падении безропотно воткнулся в грунт лицом - это девушка. Работает в 90%
Хочу проверить :/

Может у них центр тяжести повыше и тяжело успеть голову поднять? :о) Леша, _с тобой_ ведь мы это точно обсуждали уже. Мало того, ты уж точно знаешь, кто этот участник. Мне несложно ответить, но я отвергаю этот вопрос, поскольку он несущественен, имхо, "хочу проверить" - слабый аргумент, кроме того, ты знаешь ответ. :P
Администратор запретил публиковать записи гостям.

«Приключения» в велотуризме 22 мая 2018 13:09 #10

  • Lone_Wayfarer
  • Lone_Wayfarer аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 678
Не, Андрей, понятия не имею, если честно. Могу лишь предположить, что Кавказ, но это из чатика ИПС.

"хочу проверить" - слабый аргумент
Ну вот это к дискуссии из чата. О том, как Саша Вастаев говорил, что не нужно отвечать на вопросы "желающих удовлетворить праздное любопытство".

Про покрышки спрашивать или тоже "не имеет значения"?
Администратор запретил публиковать записи гостям.

«Приключения» в велотуризме 22 мая 2018 13:16 #11

  • AP
  • AP аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 1319
Lone_Wayfarer пишет:
Не, Андрей, понятия не имею, если честно. Могу лишь предположить, что Кавказ, но это из чатика ИПС.

Значит ты невнимательно читаешь, ай-ай-ай :о)
Про покрышки спрашивать или тоже "не имеет значения"?

Имхо, не имеет - велик не "убрался" с покрытия, а подскочил на камне, но посмотрев в отчет, могу сказать, что не скажу - в отчете нет, к сожалению, характеристик великов.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

«Приключения» в велотуризме 22 мая 2018 16:34 #12

  • Well
  • Well аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 36
Относительно несложный школьный поход 2 КС в горной местности. Местность обжитая. Жарко.

Группе предстоит продолжительный спуск по хорошей сухой асфальтовой дороге. Первым начинает спуск Денис, я за ним. Двигаться быстрее нет необходимости, однако я, поддавшись чувству эйфории, обгоняю Дениса и продолжаю спуск на большой скорости.
Впереди поворот. Я слегка сбросил скорость до начала поворота, однако этого оказалось недостаточно. Велосипед завилял подо мной и я понял, что буду падать. Вылетев вперед через руль, я перекувырнулся через бок и встал на ноги. Со стороны падение выглядело страшно, подъезжающий Денис был сильно встревожен.

Из травм: сильные ссадины с кровоподтеками на обоих локтях, ссадина на правом колене и бедре. Ушибы.
Все ссадины промыли водой и хлоргексидином, локти забинтовали, после чего группа продолжила движение по маршруту.
Учитывая мою скорость и характер покрытия, последствия могли быть намного серьезнее!

Выводы (от себя):

1) Постоянно помнить, что поход – это не гонка на скорость, не забывать об ответственности!
2) Даже если жарко избегать движения с оголенными частями тела. Спасли от более серьезных травм велосипедные перчатки, тайцы и легкая термофутболка.
Последнее редактирование: 22 мая 2018 16:36 от Well.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

«Приключения» в велотуризме 22 мая 2018 16:41 #13

  • AP
  • AP аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 1319
Well пишет:
Относительно несложный школьный поход 2 КС в горной местности. Местность обжитая. Жарко.

Паша, ты сразу скажи, не женского ли ты пола и какая у тебя марка покрышек была? :P
Администратор запретил публиковать записи гостям.

«Приключения» в велотуризме 22 мая 2018 18:38 #14

  • Lone_Wayfarer
  • Lone_Wayfarer аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 678
Конечно мужского, вот если бы было: разбил губу, покарябал щёку - было бы нетипично.
Про покры всегда интересно.
Но вообще падение самое обычное. Случаются такие достаточно часто.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

«Приключения» в велотуризме 22 мая 2018 22:50 #15

  • aleks201500
  • aleks201500 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 1065
Lone_Wayfarer пишет:
У меня есть примета.
Если участник при падении безропотно воткнулся в грунт лицом - это девушка. Работает в 90%
Хочу проверить :/
\
вот я кагбе тоже такое подмечал. но не 100%, да.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

«Приключения» в велотуризме 24 мая 2018 15:07 #16

  • Druzyakova Anna
  • Druzyakova Anna аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 33
Lone_Wayfarer пишет:
У меня есть примета.
Если участник при падении безропотно воткнулся в грунт лицом - это девушка. Работает в 90%
Хочу проверить :/

В копилку статистики: буквально вчера мне рассказал друг о своей черезрульке на майские. :velik: И таки лицом он тоже приложился. Так что спорно это всё.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

«Приключения» в велотуризме 24 мая 2018 20:45 #17

  • maxcomp
  • maxcomp аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 304
Тут все страшные истории получаются с каким-то уклоном в падения и в травмы. Так что решил немножко разбавить и рассказать про неприятности совсем иного рода.

Так вот, место действия - Полярный Урал.

Для тех, кто там ни разу не был - сразу расскажу про особенность местности, которые обеспечивают туристов Приключениями. Или "Приключениями". (В зависимости от подготовки группы.)
На той местности ориентироваться оказывается неожиданно непросто, по разным причинам:

1. Магнитное склонение порядка 25 - 40 град. Мало того, что крайний север, так еще и район магнитной аномалии. Пару раз я ошибался, просто поворачивая карту не в ту сторону. Потом нарисовал на карте карандашом от руки линии магнитного меридиана - и ошибаться перестал.

2. Непредсказуемый климат. Только что был залитый солнцем мир, голубое небо до горизонта (включительно), и все вокруг хорошо видно. А через полчаса - ветер (на который запросто можно облокотиться), дождь (возможно, со снегом) и плотные облака (бывало и не один раз, что от костра до палатки приходилось добираться по азимуту, потому что... не было видно собственных ног)

3. Тундра, дополнительно - местность до неприличия плоская, безлесная, и ориентиров, за которые можно было бы легко зацепиться (хотя бы для ответа на вопрос "Идея Яна Хожуся") неожиданно мало. Несмотря на это, реки текут в неожиданно глубоких каньонах. Так что изгибы рек были едва ли не единственным надежным ориентиром при движении по тундре.

4. Сюда еще можно добавить, что местность весьма малонаселенная, дорогу спрашивать, как правило, не у кого. По азимуту в тундре тоже не особо походишь из-за обилия заболоченных участков. Кроме того, местами встречались чудовищные заросли карликовой березы и ивы, по которой идти было сущим наказанием (мы такие места сразу окрестили "зеленым кошмаром"), и старались двигаться по дорогам (как правило, нартовым) и тропам (как правило, оленьим). Дороги, обозначенные на топокартах, как правило, в реальности отсутствовали . (И наоборот, большинство вполне приличных дорог на картах не были нанесены) Поначалу нас это пугало, но потом привыкли. Мы быстро поняли, что по тундре проще всего передвигаться вдоль рек (река является естественным дренажом, и дороги, как правило, как-то к ним тяготеют). И очень большую помощь в ориентировании оказывает неказистое тундровое растение под названием "пушица". Оно очень любит расти в колеях нартовых и тракторных дорог. А его белые цветочки хорошо заметны издали. Увидел в бинокль белую полосочку вдали - значит, там какая-то дорога идет. Интересно, что по части рельефа и гидрографии карта оказалась весьма точной, ходить с ней по горам было одним удовольствием. А вот в тундре, где с рельефом не ахти... непросто.

Ну так вот.

1997 год, тот самый Полярный Урал. Пешая прогулочка (в смысле, КС никто не считал) по тундре и горам, на 2 с половиной недели полной (Населенных пунктов на маршруте нет, продукты докупать негде) автономки. Группа состоит из двух человек (один из них - я). В том, что ориентироваться тут надо очень внимательно, мы уже успели убедиться, и ошибок старались не допускать. (Одна голова-хорошо, а две - лучше. Просто контролируем друг друга при ориентировании, и вероятность ошибиться значительно уменьшается).
Навигатора у нас тогда не было, пользовались бумажными ГШ картами - двушками и компасами). И все шло нормально. Но один раз отработанная система дала сбой. (Сразу скажу, ничего страшного тогда не произошло, но вот страху натерпелись оба.).

Дело было так. Мы успешно прошли почти всю запланированную горную часть маршрута, и двигались по тундре вдоль горного хребта, в сторону ЖД станции Харп. Идем по хорошо наезженной (оленьими упряжками, естественно) дороге, которая петляла вдоль реки, аккуратно обходя топкие участки, и без крайней необходимости в болото не вваливалась. (Оно и понятно, в этих краях дороги не дураками прокладываются.) Короче, дорога шла в полном соответствии со здравым смыслом, но не с картой, на которой она нанесена не была.

И нам очень хотелось бы добраться до станции хотя бы дня за 4 (потом кончался отпуск, да и продукты были уже на исходе)
И вот идем мы по этой дороге, мило беседуем друг с другом (не забывая периодически поглядывать на компаса и отслеживать изгибы речного русла, считая пересекаемые притоки, и сверяясь с картой). И вдруг... дорога как-то незаметно и плавно отходит от реки, удаляется от нее и начинает не спеша набирать высоту. Ну точно, дорога уже не спускается вдоль основной речки, а поднимается рядом с ее небольшим притоком. Ну то есть как будто идет на перевал. А вот на этот перевал нам уже совсем не хотелось идти.(потому что на той ЖД станции, к которой мы пришли бы от этого перевала, московский поезд не останавливался).
Ну вроде должна же быть дорога вдоль реки. То ли мы где-то проскочили малозаметную отворотку с нашей дороги, то ли ... Короче, ситуация непонятная.

Что делать в любой непонятной ситуации? Правильно, надо останавливаться и думать. Мы сбросили рюкзаки, посмотрели карту. Не помогло. Мы оба точно знали, где мы сейчас находимся, но вот куда нам сейчас надо идти - вопрос.

Я решил налегке пройти немножко вперед, подняться на морену (она была обозначена на карте, и хорошо видна на местности) и осмотреться. Благо, погода вроде никаких пакостей не обещала.
Евгению предложил остаться на дороге (дело было под вечер, он притомился, пускай передохнет). А я взял карту, компас и поскакал по этой дороге вперед.

Прошел метров 500-700, набрал высоту, залез на вершину моренки, и все сомнения исчезли. На вершине располагалось стойбище оленеводов (видно было, что люди здесь были недели две назад). Видимо, меняли сломанный полоз нарты (обломки были аккуратно сложены на камнях, а вокруг было множество лиственничной стружки - выстругивали новый полоз. Местные жители - ханты - не любят бросать деревяшки на землю - сгниют и пропадут.. А если сложить их шалашиком, то просохнут и в костре кому-то пригодятся.).
Самое главное, что с морены был хорошо видны все дороги (спасибо пушице!) - и та, которая шла на перевал, и та, которая была нужна нам (от реки она отошла не просто так - обходила обширную заболоченную долину).
Я постоял наверху, сориентировался, перевел дух, и пошел в довольном состоянии обратно. Засек по пути удобное место для ночевки - ручей, полянка, дрова рядом. Хотя темнота не угрожала - полярный день, но мы уже устали, хотелось поесть, посидеть у костра и завалиться спать.

Через некоторое время я почувствовал неладное. Мне показалось, что я, возвращаясь от морены, ушел уже довольно далеко. Ну то есть, я стал узнавать места, по которым мы шли вдвоем с Евгением, еще до того как ушел на разведку. Я тогда решил, что не может такого быть, просто я немножко не дошел. Усталость сказывается. Метров через сто должен его увидеть. Иду еще 100,200,300 метров - а на дороге никого нет. Вижу хорошо приметный камень, у которого мы натурально останавливались передохнуть с Евгением вдвоем, еще до того как заподозрили неладное с направлением дороги. Ну точно, вот и следы наших ботинок на дороге . А тогда где Евгений? Как я мог мимо него пройти? Не мог же он взять два здоровенных рюкзака и свинтить в одиночку в лес?

Останавливаюсь, гляжу в карту. Пытаюсь логически рассуждать, что причин у происходящего может быть две:
1. Я куда-то не туда ушел.
2. Я каким-то способом не заметил стоящего на дороге человека с двумя рюкзаками.
Вторая причина отметается как невозможная. Остается только первая.
А куда я мог не туда уйти? Дорога -то одна, идет между рекой (которую я не пересекал), и горой (на которую я не влезал). вообще я сейчас стою в том самом месте, где мы некоторое время назад находились вдвоем.
Что случилось с Евгением? куда он делся?
Тут пришло осознание того факта, что все продукты, снаряжение, деньги, документы остались в рюкзаке. У меня с собой - только карта и компас. Даже ножа и спичек нет. На меня начало накатывать состояние животного ужаса. Потому что до ближайшего жилья отсюда - километров 60. Отчетливо помню, что мне стало жарко. Хотя к вечеру похолодало (когда начал спускаться с морены, очень хотелось надеть шапку и перчатки - середина августа, к зиме дело - листики желтеть начали и по ночам заморозки почти ежедневные)

Продолжение следует.
Последнее редактирование: 28 мая 2018 14:20 от maxcomp.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

«Приключения» в велотуризме 28 мая 2018 09:48 #18

  • Lone_Wayfarer
  • Lone_Wayfarer аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 678
По мере того, как продолжение предыдущего рассказа в стадии написания, вспомню и свои случаи.

Блуждал по лесу дважды. По очень похожей схеме: ночью ушёл искать дрова, а обратное направление потерял.
В первом случае "помог" густой туман, опустившийся к месту ночёвки. GPS в телефоне в те древние времена ешё был хреновый, но вот связь была. В итоге с моим спутником связались с лагерем - попросили поорать. Вышли на крик :D

Второй раз (в другое время, в другом месте) вышли самостоятельно. На местности была выраженная холмистость, в итоге нашли нужный склон в сторону лагеря.

С тех пор телефон с GPS всегда в кармане. Пару раз сверялся.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

«Приключения» в велотуризме 28 мая 2018 16:17 #19

  • maxcomp
  • maxcomp аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 304
maxcomp пишет:
Обещанное продолжение.

Ну вот, значит, я стою на дороге, с компасом и картой в руках, и ничего вообще не понимаю, что тут происходит.
Вроде с ориентированием все в порядке - я совершенно точно знаю, где сейчас нахожусь (хотя дорога на карте не нанесена, но река, ее приток, склоны гор, морена - все в полном соответствии с картой. Непонятно одно - где Евгений с рюкзаками? Его что, хищные звери сожрали? (Версия про хищных зверей представлялась слабо правдоподобной. Самый страшный зверь, который нам до того в тех краях встречался - это был лемминг (в сущности, тундровый мыш), и представлял опасность разве что для нашего запаса сухарей и сыра. .

Версия про недобрых людей, которые похитили Евгения, мне даже не приходила тогда в голову. По причине полного отсутствия любых двуногих существ в радиусе нескольких десятков км вокруг. (с морены отсутствие любых признаков деятельности человека хорошо просматривалось, и никаких следов на дороге тоже не было.

В общем, поразмышляв, я вспомнил второе правило ориентирования на незнакомой местности. (Если ошибся - Не тяни след). И пошел по дороге обратно. По возможности придерживаясь наших следов на дороге. То есть решил вернуться к вершине морены, и там уже разбираться, что к чему. Через некоторое время увидел Евгения, сидящего на рюкзаке спиной ко мне и вглядывающегося вдаль.

- Ой, а что это ты не с той стороны пришел?
- Уффф...

Теперь мне все стало понятно. Дорога, по которой мы шли, была, в общем-то, одна. Но не совсем. Местами она "рукавилась", ветвилась, обходя сыроватые или слишком каменистые участки (ну сами понимаете, на нартах по хорошо по снегу, или по траве. А по камням уже не очень удобно). Расстояние между этими "рукавами" было не так чтобы очень большое (метров 50-70), но между ними росли кусты ивы в человеческий рост, и это пространство просматривалось не везде. Вот так и получилось, что Женя стоял в одном таком "рукаве", а я, возвращаясь, поперся в другой (который мне показался посуше). И просвистел мимо.

Через полчаса мы уже сидели на присмотренной мной полянке, рядом с ручьем, смеясь над нашим "приключением". Все как положено при ночевке в тундре - солнце освещало редкие облачка снизу (по местному времени был второй час ночи, но мы тогда не стали переводить стрелки часов и жили по московскому времени. Какая разница- все равно светло круглосуточно), костер из лиственницы, каша, чай, палатка и потом теплый спальник.

Итог - в минусе полтора часа времени (в принципе, в условиях полярного дня - пофиг)
Небольшая моральная травма у меня (Куда я, нафиг, забрел-то? И главное, как? )
И у Евгения-тоже (куда я делся, меня что, дикие звери сожрали, или случилось что?)

Выводы: в сущности, никакого откровения тут нет. Все давно уже сформулировано.
Правила ориентирования на незнакомой и малонаселенной местности не просто так придуманы.

1. Тропы дураками не прокладываются.
Если в нужном тебе направлении идет дорога или тропа, лучше идти по ней, и без серьезных оснований с нее не сходить. И не надо умничать, типа "тропа сильно петляет, а по прямой тут совсем недалеко, вот щас срежем". На прогулках в московских лесопарках это обычно прощается, а в условиях болотистой, горно-таежной, тундровой местности - уже не всегда). Звериные тропы тоже не являются исключением из этого правила, ими зачастую не стоит пренебрегать (в частности, если других троп совсем нет). Хотя тут могут быть свои нюансы (Например, в виде встречи Михаилом Ивановичем, который не обязан быть дружелюбно настроен).
GPS-приемник в кармане - это хорошо, но его наличие совсем не упрощает задачу пересечь по азимуту топкое место или перебраться через глубокий каньон.

2. Не тяни след.
Если вдруг карта перестала соответствовать местности, река потекла не в ту сторону, или произошло еще что-то подобное (то есть, по-русски, заблудился), не пытайся исправить ошибку (типа, вот щас быстренько поверну на север и подсеку тропу).
Вернись по возможности своими следами к последнему надежно опознанному ориентиру, и разбирайся, где ошибся.
Иначе одна ошибка может наслоиться на другую, и вообще не разберешься, куда забрел и как тебе это удалось
Наличие GPS-приемника в кармане несколько упрощает жизнь, но тоже не всегда и не везде. Хорошо, если в навигатор загружена актуальная карта. А если она немножко устарела? (как показывает практика, ошибки случаются на всех картах)

3. Не спеши.
Не стесняйся часто останавливаться, чтобы свериться с картой. Ошибиться в ориентировании может каждый, от этого не застрахован никто. Особенно при ориентировании в сложных условиях (темнота, дождь, снегопад, туман, облака), а также будучи в уставшем состоянии. Чем раньше обнаружишь ошибку, тем проще будет ее исправить.

4. Ничего не забудь.
Отходя (не важно, зачем) от лагеря (или от автобусной остановки) дальше, чем на 50 м, бери с собой карту, компас, (и ГПС, естественно) топор, пилу, спички, растопку, нож, палатку, спальник, и запас продуктов на 4 дня. Ибо в жизни всякое может случиться.

Вот как-то так....
Понятно?
Последнее редактирование: 29 мая 2018 13:02 от maxcomp.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

«Приключения» в велотуризме 28 мая 2018 23:36 #20

  • KoteNaDivane
  • KoteNaDivane аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 331
maxcomp пишет:
4. Ничего не забудь.
Отходя (не важно, зачем) от лагеря (или от автобусной остановки) дальше, чем на 50 м, бери с собой карту, компас, (и ГПС, естественно) топор, пилу, спичку, растопку, нож, палатку, спальник, и запас продуктов на 4 дня. Ибо в жизни всякое может случиться.
Кстати да, почему-то в школе не слышал даже упоминания про НАЗ
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%90%D0%97
Администратор запретил публиковать записи гостям.
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Модераторы: AP, Glouch, MR
Время создания страницы: 0.392 секунд
Работает на Kunena форум