ШГТ 2005 — различия между версиями
() |
Zaya (обсуждение | вклад) () |
||
(не показано 58 промежуточных версий 6 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | [[Выводы по ШГТ 2005]] | ||
+ | |||
+ | |||
==Вводная== | ==Вводная== | ||
+ | |||
+ | На этой странице оставил преимущественно рабочие материалы и обоснования для документов. | ||
+ | |||
на 24 февраля планируется открытие ШГТ 2005 при турклубе МГТУ им Баумана | на 24 февраля планируется открытие ШГТ 2005 при турклубе МГТУ им Баумана | ||
− | [[Идеология ШГТ 2005]] | + | Объявим школу Базового уровня. Что такое Начальный Уровень (НУ)? - это походы в Нормальных Условиях Подмосковья, ПВД и 1 кс, без суровых ночевок на снегу |
+ | |||
+ | *[[Идеология ШГТ 2005]] | ||
+ | *[[План занятий ШГТ 2005]] | ||
+ | *[[Список слушателей]] с разбивкой по инструкторам. | ||
+ | *[[Ориентировочная смета расходов]] | ||
+ | *[[Физическая самоподготовка]] | ||
+ | *[http://www.westra.ru/study/basic/exam.html вопросы к экзамену] | ||
+ | *[[Выпуск ШГТ 2005]] | ||
+ | |||
+ | '''''надо перекинуть | ||
+ | *в вестре делают снежные выходы на ленгоры | ||
+ | *в Икше разместится несколько школ - накладки не страшны | ||
+ | *в районе Воскресенска (ст Пески) есть карьеры | ||
+ | *на 2...3 год обучения - выход на выживание - раскладывают по лесу в феврале с полиэтиленом по одному | ||
+ | *в вестре есть Начальный Уровень, популярен | ||
+ | *лед не читают - не успевают, хотя начало школы в ноябре | ||
+ | *со второй половины сент доконца окт - школа для инструкторов | ||
+ | *выше 4500 подобрать темп движения без остановок невозможно :( | ||
+ | ''''' | ||
+ | |||
+ | ==Требуемые документы== | ||
+ | ...в МКК следующие документы: | ||
+ | *[[Заявка на проведение школы ШГТ 2005|Заявка на проведение школы]], где указывается ее уровень, проводящая | ||
+ | организация, место проведения занятий, район проведения УТП, состав и опыт | ||
+ | преподавателей и стажеров. Заявка подписывается проводящей ТСО; | ||
+ | *[[Список инструкторско-преподавательского состава и стажёров ШГТ 2005|Список инструкторско-преподавательского состава и стажёров]], а также документы, подтверждающие их опыт, всоответствии с требованиями п. 2.7; | ||
+ | *[[Объявление о наборе слушателей ШГТ 2005|Объявление о наборе слушателей]] (уровень туристской подготовки, вид туризма, | ||
+ | предполагаемый район проведения УТП, ориентировочная дата начала работы | ||
+ | школы, место занятий и сроки проведения УТП); | ||
+ | *[[Учебный план ШГТ 2005]] (если он отличается от примерного плана курса «Спортивно-оздоровительный туризм»); | ||
+ | *[[План работы со стажёрами ШГТ 2005]]; | ||
+ | *Ориентировочный [[План занятий ШГТ 2005|План-график реализации учебного плана]] на всех этапах | ||
+ | проведения школы (расписание занятий); | ||
+ | Примечание. На период восстановления российского инструкторского корпуса...''этот абзац рекомендую прочитать на стр 143 РТ'' | ||
+ | |||
==Руководство школой== | ==Руководство школой== | ||
− | *Расторгуев МВ | + | Осуществляется коллективно |
+ | *Расторгуев МВ - начальник школы | ||
*Ганаховский СА | *Ганаховский СА | ||
*Коренчук ИВ | *Коренчук ИВ | ||
+ | При этом требования к начальнику школы (учебной части): звание - инструктор, инструкторский опыт - начальник школы Базового уровня или два раза инструктор Базового уровня, туристский опыт - 2раза 2р. По всем признакам, кроме реального инструкторского опыта, начальником может быть любой. НО Был начальником школы и 2 раза инструктором в школе только МВ (вроде?). | ||
+ | |||
+ | из РТ: | ||
+ | Должность начальника учебной части вводиться при наличии более трех отделений. | ||
+ | Начальник школы может быть освобожден от руководства учебным отделением при | ||
+ | наличии в школе трех учебных отделений, а начальник учебной части - четырех и более. | ||
+ | |||
+ | [[Список инструкторско-преподавательского состава и стажёров ШГТ 2005|Список инструкторско-преподавательского состава и стажёров]] | ||
+ | |||
==Старшие инструкторы== | ==Старшие инструкторы== | ||
− | *Расторгуев | + | Тут ты, Сергей, загнул. Вот требования к старшим инструкторам: Окончить СУ + стажер СУ +4р либо экстернат за СУ + стажер СУ +4р+ 4р. Мы не стажировались и по 2 раза 4 кс не руководили :(. Надо признать недостаток у нас педагогического опыта. |
− | *Ганаховский | + | *Расторгуев ? |
− | * | + | |
− | == | + | >SG>Речь шла не о формальной стороне (на сегодня у нас формальный инструктор один), а о фактической. Т.е. у нас фактически получается 4 ступени: |
− | * | + | *идеологи (руководители и организаторы школы их роль, думаю, ясна) |
− | + | *старшие инструкторы (люди, которые помогают проведению школ в мск, но со школами на сборы не едут (в смысле, не обязательно едут), новичковые походы не ведут (не обязательно ведут). Обладают опытами руководств и организации сложных походов. Например, в этом году это Свиридов, Фомичев, Расторгуев, Коренчук, Ганаховский и т.п. Их роль - эпизодическое проведение различных занятий, чтение лекций ) | |
− | + | *инструкторы (или командиры, т.е. люди, которые поведут 2-ки. Их роль - формирование команды, проведение занятий вместе со старшими инструкторами, подготовка к походу) | |
− | + | *стажеры (помощники инструкторов, люди, которые займутся руководствами в следующем году. Их роль - помогать в проведении занятий, обучаться руководству, помогая инструкторам. | |
− | + | ||
− | + | ||
− | + | Сергей, сейчас фактически так и есть. НО! При всем этом основной упор делается на техническую/тактическую/спортивную подготовку, а руководам мы хотим дать инструкторов! Те на "старших инструкторов" и вообще руководство школой надо возложить обязанности не только по обучению школников и работе со стажерами, но и по подготовке инструкторов в плане именно инстуркторской работы - проведение занятий, методическое обеспечение, типичные ошибки и пр - чтобы получить не просто для них 2гр, а еще и дать и реальную специфику инструктора. | |
+ | |||
+ | Сам я этим вопросом владею плохо, МВ тоже никого особо преподаванию не учит. Думаю, надо пригласить кого со стороны. | ||
+ | |||
+ | >SG> Ok, давай устроим одно-два занятия по педагогике и пригласим их прочитать, например, того же Никонорова. Можно еще попробовать пошукать спец. литературу по этому поводу... | ||
+ | |||
+ | ==Инструкторы== | ||
+ | требования: Окончить БУ + стажер БУ + 2р +3у либо экстернат за БУ + стажер БУ + Зр | ||
+ | |||
+ | Давай уж настроимся на оформление. Задача - всем оформить инструкторов | ||
+ | |||
+ | Важно пронимать разницу между званием инструктора и должностью инструктора (тренера). Это как д.т.н. и профессор. | ||
+ | |||
+ | Требования к должности Инструктор-тренер в школе БУ: звание - инструктор, инструкторский опыт - школа БУ + инструктор НУ + стажер БУ или 2 раза инструктор НУ + экстернат за БУ, туристский опыт - 2р поэтому | ||
+ | |||
+ | [[Список инструкторско-преподавательского состава и стажёров ШГТ 2005|Список инструкторско-преподавательского состава и стажёров]] | ||
+ | |||
+ | Звание инструктора - это не навсегда (стр. 147 РТ): | ||
+ | *Срок действия удостоверения для «Инструкторов СТ» и «Гидов- | ||
+ | проводников СТ» - 5 лет с момента выдачи, для «Старших инструкторов СТ» и | ||
+ | «Старших гидов-проводников СТ» - 10 лет, для остальных категорий - бессрочно. | ||
+ | После истечения срока действия удостоверений, инструктора и гиды-проводники | ||
+ | (кроме имеющих звания международного класса), должны пройти переаттестацию в | ||
+ | полномочной МКК. Инструкторам (старшим инструкторам СТ) не участвовавшим в | ||
+ | работе по подготовке туристских кадров более 5(10) лет, звание может быть восста- | ||
+ | новлено после прохождения соответствующей стажировки и экстерната. | ||
+ | 4.5. Для аттестации (переаттестации) на звание инструктора или гида-проводник... | ||
==Стажеры (те, кто в след. году ведут двойки)== | ==Стажеры (те, кто в след. году ведут двойки)== | ||
− | + | Требования к стажерам БУ: школа БУ + 1р или экстернат за БУ + 2р. Поэтому подходят все прошлогодние двоишники, удосужившиеся вывести знакомых в лес на ноябрь или май | |
− | + | ||
− | + | [[Список инструкторско-преподавательского состава и стажёров ШГТ 2005|Список инструкторско-преподавательского состава и стажёров]] | |
− | + | ||
− | + | Про зачет стажировки подробнее см Русский турист, стр. 140 | |
− | + | ||
==Привлекаемые со стороны== | ==Привлекаемые со стороны== | ||
*Народ из "Вестры" | *Народ из "Вестры" | ||
Строка 32: | Строка 112: | ||
*Евстафьев | *Евстафьев | ||
*Профессиональный медик | *Профессиональный медик | ||
+ | *Профессиональный инструктор со стажем методической работы по подготовке инструкторов :) (Спросить у Никонорова, я знаю Лещенко БП :) ) | ||
+ | |||
+ | ==Отделения и Командиры== | ||
+ | рекомендуется не менее 6 чел на отделение и не более 12 | ||
+ | |||
+ | Итак, прикинем связки (старший стажер/инструктор) - (стажер) | ||
+ | *2 кс Зайцев + Косиков Александр Анатольевич ? | ||
+ | *2 кс Мадонов + Леонова Мария Владимировна | ||
+ | *2 кс Чушев + Ермилов Леонид Владимирович ? | ||
+ | *2 кс Коренчук + Яцко Сергей Николаевич? | ||
+ | *Ганаховский + Лысенко Кирилл Владимирович | ||
+ | |||
+ | Не охватили Яцко Сергей Николаевича и Лысенко Кирилла Владимировича. | ||
+ | |||
+ | ''SG:А почему по 2 стажера прикрепить нельзя?'' | ||
+ | |||
+ | надо, чтобы в поход пошел хоть кто-то из 2 - стажер илист стажер/инструктор | ||
+ | |||
+ | ''SG: в какой поход?'' | ||
+ | |||
+ | Те я не очень представляю, что делать, если будет много народу. Откуда брать еще руководов. И куда пристроить еще 2 стажеров? Может, создать под них 2 отделения по 15 человек? Бред какой-то. А, еще можно создать отделение с МВ, и одного стажера передать ему. Тогда 5 двоек. Ты, Сергей, как я понял, на 2 не рассчитываешь :( | ||
+ | |||
+ | ''SG: Ваня, как я говорил, мне все равно, могу и двойку провести. Но в этом случае некому вести 4, в которой обучать стажеров. В принципе, можно действительно привлечь МВ если народа будет много. Еще есть Лавров, надо только, чтобы с ним кто-нибудь поговорил. Если таки убедить Рому вести 3, то можно уговорить Саню Зотова вести 2 ;)'' | ||
− | + | *3 кс Зотов | |
− | |||
− | |||
− | |||
− | *3 кс | ||
*4 кс Ганаховский (Коренчук) | *4 кс Ганаховский (Коренчук) | ||
+ | |||
+ | ==Район и маршрут== | ||
+ | Ц. Кавказ, Приэльбрусье, а/л Джан-Туган | ||
+ | |||
+ | Для УТП допускается сокращение длины маршрута на 25% от норматива, при сохранении всего набора определяющих препятствий, характерных для заявленной категории сложности маршрута. | ||
+ | |||
+ | В мкк надо дополнительно предоставлять | ||
+ | *[[Памятка по безопасности в УТП]] (указать потенциальные опасности конкретных | ||
+ | маршрутов УТП, действия при экстремальных ситуациях и взаимодействие всех | ||
+ | групп учебного мероприятия) с подписями всех участников о знании её содержания | ||
+ | *[[График взаимодействия учебных групп.]] | ||
+ | |||
==Агитационные и прочие мероприятия== | ==Агитационные и прочие мероприятия== | ||
Строка 44: | Строка 155: | ||
*[[вечер туризма в БЗДК 4 марта]] | *[[вечер туризма в БЗДК 4 марта]] | ||
− | == | + | ==Расписание лекций ТАКТа== |
− | *[[План | + | *октябрь |
+ | **Виды и районы | ||
+ | **Опасности в горах | ||
+ | *ноябрь | ||
+ | **спасы | ||
+ | **медицина | ||
+ | *январь | ||
+ | **лавинная опасность | ||
+ | *март | ||
+ | **виды и районы | ||
+ | **формы рельефа | ||
+ | *апрель | ||
+ | **Опасности в горах | ||
+ | **экспедиционные навыки | ||
+ | **преодоление рек | ||
+ | **медицина | ||
+ | *май | ||
+ | **организация похода | ||
+ | **тактика похода | ||
+ | **движение по ледникам | ||
+ | **питание | ||
+ | |||
+ | ==Школа Специализированного Уровня (СУ) при МГТУ== | ||
+ | Замахиваться, конечно, рановато, но сейчас мы корректируем программу к школе Базового Уровня, несколько сокращая некоторые темы. Поэтому для обеспечения безопасности походов 4 (3) кс слушателям школы БУ желательно прослушать курс СУ. Вопрос - сможем ли мы ее поднять у себя, надо ли это, или прока проводить дополнительно доморощенную школу подготовки к 3 - 4 кс? Жду аргументированных предложений | ||
+ | * | ||
+ | * | ||
+ | * | ||
+ | |||
+ | ==Краткий пересказ телефонного разговора с Никоноровым АГ от 11 февраля== | ||
+ | Вопросы задавал Коренчук ИВ | ||
+ | *К: Добрый день, Александр Геннадиевич! | ||
+ | *Н: Здравствуйте! | ||
+ | *К: Мы тут у себя в МГТУ организуем горную школу начального уровня и хотим ее официально заявить. При изучении соответствующего раздела в Русском Туристе у нас возникли вопросы. Не могли бы Вы проконсультировать нас по ним? | ||
+ | *Н: Да, пожалуйста. Всегда к вашим услугам. | ||
+ | *К: По часам. Можно ли учитывать физподготовку? У нас перед лекциями еженедельно 1,5 часа ОФП+спецупражнения | ||
+ | *Н: Да, только назвать это желательно как спецупражнения. | ||
+ | *К: как учитывать практические выходы, например, буревестник? | ||
+ | *Н: согласно РТ, не более 8 часов в день. Буревестник тоже можно зачесть. кросс поход 12 июня смело считайте за 2 дня - те 16 часов, тк на нем будет трасса, рассчитанная минимум на 12 | ||
+ | *К: по времени у нас тогда все сходиться, те мы набираем необходимые 144 часа, но преимущественно за счет спецупражнений и выходов. Можно ли часть материала перенести с лекций на беседы на выходах? | ||
+ | *Н: конечно. Если не хватает часов лекциями, можете вынести часть материалов на самостоятельную проработку слушателями и занести расчетное время в план. | ||
+ | *К: с 248 часов учебных занятий (из них 104 - УТП) понятно. Остаются загадкой 292 часа учебной работы (вне сетки часов). Что это такое? | ||
+ | *Н: Эти 292 часа идут как бы параллельно. 104 часа стажировки - это то, что стажер (и со стажером) за время школы должны отзаниматься 104 часа, те он должен прослушать курс БУ практически повторно. | ||
+ | *К: те, если я правильно понял, это время не прибавляется к общему времени занятий? Процесс работы стажера (со стажером) проходит параллельно с общим учебным процессом? | ||
+ | *Н: да, именно так. | ||
+ | *К: А вот 84+104 проведение спортивного похода? Если 104 - время похода, то что такое 84? | ||
+ | *Н: средневзвешенное время, добавляемое к походу, все это происходит параллельно с остальными процессами [тут я(Коренчук ИВ) сплоховал, надо дополнительно уточнять] | ||
+ | Мне бы хотелось, чтобы у вас была не средневзвешенная программа, а какая-нибудь особенная. Постарайтесь сфокусироваться на том, в чем вы сильны. У вас в МГТУ есть скалодром, поэтому наверно ваша школа сильна в скалолазании. Постарайтесь отразить это в программе | ||
+ | *К: Ну, как бы сказать, РМВ не очень долюбливает скалы и скальные занятия. Мы подумаем и постараемся что-то подчеркнуть. Теперь о кадрах. Откуда берутся инструктора? | ||
+ | *Н: ну, мы, это, наблюдаем, оцениваем человека, если он, то [далее несущественно] предлагаем ему провести 2кс, и потом при успехе оформляем ему инструктора | ||
+ | *К: А сколько требуется инструкторов на школу? в РТ рекомендуется по 10 человек в отделение, но нигде не сказано, кто дб руководителем отделения? | ||
+ | *Н: Подразумевается, что руководитель отделения - инструктор. Однако сейчас, в связи с нехваткой инструкторов, мы вынуждены открывать школы, где официально инструктор - только начальник | ||
+ | *К: спасибо. Аналогично с УПТ - в РТ нигде не указано, что руководителем УПТ дб инструктор. Так ли это? | ||
+ | *Н: по идее так. подразумевается, что руководителем УТП должен быть инструктор. | ||
+ | *К: тогда следующий вопрос. Для получения инструктора требуется помимо окончания школы БУ, стажировки, 1р и 3у иметь 2р. Где и откуда взять участников, если практически все 2 проводятся в рамках школ (то есть у них руководитель - инструктор)? | ||
+ | *Н: Да, действительно негде. Поэтому сейчас зачастую инструктора дают после руководства 2кс в рамках школы. | ||
+ | *К: Первый год человек проходит БУ и 2гу, осенью - 1пр, на второй идет участником в 3...4 кс, где себя хорошо рекомендует. У нас в МГТУ такого человека обычно и назначают на 3...4 год руководителем отделения школы, хотя формально он не прошел стажировку и не имеет 2гр - те ему оч далеко до официальных требований инструктора. как вам такая практика? | ||
+ | *Н: сплошь и рядом, вполне естественный ход вещей. | ||
+ | *К: да, но это не очень хорошо, тк у командиров отделений мало педагогического опыта, вот мы хотели [несущественно] | ||
+ | *Н: да, есть такое, однако по другому обычно не выходит. | ||
+ | *К: Итак, если я Вас правильно понял, то у нас в школе руководителями УТП могут быть люди без опыта 2гр, но достаточно по мнению клуба для этого компетентные. И по результатам школы им может быть засчитана сразу и стажировка, и руководство 2гр, и выдано звание инструктора? | ||
+ | *Н: да, если после похода участниками и руководителем будет успешно сдан экзамен нашей комиссии. Мы вообще стараемся выдавать звание инструктора практически всем, кто ведет работу по обучению туристов, организации походов и тд - кто живет туризмом. | ||
+ | *К: Огромное спасибо за разъяснения. Где мы теперь сможем встретиться, чтобы обсудить проект документов о заявлении школы? вроде собирались во вторник (15)? | ||
+ | *Н: к сожалению, во вторник не смогу. В четверг лекция в Вестре по новому снаряжению. Приходите и приводите людей туда ,там и обсудим. А во вторник, уж если договорились - придет к вам Джулий и прочитает технику :) | ||
+ | *К: еще раз огромное спасибо, всего доброго ,до четверга. | ||
+ | *Н: пожалуйста. Досвидания. | ||
+ | |||
+ | ==Послепоходная работа== | ||
+ | Основные задачи после похода | ||
+ | *написать отчет о походе и защитить его, получить справки по походу | ||
+ | *сдать экзамены по школе, получить справки по школе | ||
+ | *отметить завершение школы и летнего сезона | ||
+ | *инструкторам задокументировать проделанную работу | ||
+ | Для подготовки к экзамену и сбора групп организуем 2 лекции/семинара | ||
+ | |||
+ | ===План семинара на 15 сентября 2005 г. (первое собрание после летнего сезона)=== | ||
+ | Вводная (20 мин) | ||
+ | *Сообщение об экзамене – допускаются все участники школы | ||
+ | *Сообщение о школе СУ – начнется в октябре | ||
+ | *Просьба работать более активно в турклубе вообще и с новичками в частности | ||
+ | *Сообщение по снаряжу и прокату – справки без расплаты не выдавать | ||
+ | Лекционная часть (30 мин) | ||
+ | *Ориентирование и картография | ||
+ | *Организационная структура туризма | ||
+ | *Требования к походу 2 кс | ||
+ | *Написание отчета о походе | ||
+ | Семинар (20…40 мин) | ||
+ | *Разбор вопросов из зала силами самого зала | ||
+ | *Узлы – учить все, список уточнить у Никонорова | ||
+ | Заключение (30 мин) | ||
+ | *Ищите инфу в инете, в тч на сайте Вестры, в тч в форуме | ||
+ | *Вопросы из зала | ||
+ | *Написать пожелания по Джантугану: жилые номера, распорядок дня, дисциплина, продукты и качество питания, культурно-массовые мероприятия, возможности на территории, трансфер, обеспечение пропусками, маркетинг в Москве и тд | ||
+ | *Напомнить о помощи руководам в написании отчета | ||
+ | *Организация слета – дело второгодников! | ||
+ | Семинар прошел нормально, вопросы были разобраны, кроме узлов | ||
+ | |||
+ | ===Семинар 22 сентября 2005 г.=== | ||
+ | *надо уточнить список узлов и убедиться в их знании | ||
+ | *вопросы по билетам | ||
+ | *как дела с отчетами? | ||
+ | |||
+ | ===Экзамен 29 сентября 2005 г.=== | ||
+ | *место проведения - кафедра физвоспитания | ||
+ | *уточнить, кто принимает, нужны ли наши люди | ||
+ | *спросить про будущее руководов 2кс - что еще надо для инструктора | ||
+ | *[[Экзаменационные билеты горной школы БУ]] | ||
+ | |||
+ | ==Ссылки== | ||
+ | *Русский турист http://www.tssr.ru/files/materials/307/russianrourist7_2001_2004_gg.pdf | ||
+ | *взгляд А Джулия на подготовку кадров http://adjuliy.narod.ru/podkadrov.html |
Текущая версия на 13:56, 26 октября 2006
Содержание
- 1 Вводная
- 2 Требуемые документы
- 3 Руководство школой
- 4 Старшие инструкторы
- 5 Инструкторы
- 6 Стажеры (те, кто в след. году ведут двойки)
- 7 Привлекаемые со стороны
- 8 Отделения и Командиры
- 9 Район и маршрут
- 10 Агитационные и прочие мероприятия
- 11 Расписание лекций ТАКТа
- 12 Школа Специализированного Уровня (СУ) при МГТУ
- 13 Краткий пересказ телефонного разговора с Никоноровым АГ от 11 февраля
- 14 Послепоходная работа
- 15 Ссылки
Вводная
На этой странице оставил преимущественно рабочие материалы и обоснования для документов.
на 24 февраля планируется открытие ШГТ 2005 при турклубе МГТУ им Баумана
Объявим школу Базового уровня. Что такое Начальный Уровень (НУ)? - это походы в Нормальных Условиях Подмосковья, ПВД и 1 кс, без суровых ночевок на снегу
- Идеология ШГТ 2005
- План занятий ШГТ 2005
- Список слушателей с разбивкой по инструкторам.
- Ориентировочная смета расходов
- Физическая самоподготовка
- вопросы к экзамену
- Выпуск ШГТ 2005
надо перекинуть
- в вестре делают снежные выходы на ленгоры
- в Икше разместится несколько школ - накладки не страшны
- в районе Воскресенска (ст Пески) есть карьеры
- на 2...3 год обучения - выход на выживание - раскладывают по лесу в феврале с полиэтиленом по одному
- в вестре есть Начальный Уровень, популярен
- лед не читают - не успевают, хотя начало школы в ноябре
- со второй половины сент доконца окт - школа для инструкторов
- выше 4500 подобрать темп движения без остановок невозможно :(
Требуемые документы
...в МКК следующие документы:
- Заявка на проведение школы, где указывается ее уровень, проводящая
организация, место проведения занятий, район проведения УТП, состав и опыт преподавателей и стажеров. Заявка подписывается проводящей ТСО;
- Список инструкторско-преподавательского состава и стажёров, а также документы, подтверждающие их опыт, всоответствии с требованиями п. 2.7;
- Объявление о наборе слушателей (уровень туристской подготовки, вид туризма,
предполагаемый район проведения УТП, ориентировочная дата начала работы школы, место занятий и сроки проведения УТП);
- Учебный план ШГТ 2005 (если он отличается от примерного плана курса «Спортивно-оздоровительный туризм»);
- План работы со стажёрами ШГТ 2005;
- Ориентировочный План-график реализации учебного плана на всех этапах
проведения школы (расписание занятий); Примечание. На период восстановления российского инструкторского корпуса...этот абзац рекомендую прочитать на стр 143 РТ
Руководство школой
Осуществляется коллективно
- Расторгуев МВ - начальник школы
- Ганаховский СА
- Коренчук ИВ
При этом требования к начальнику школы (учебной части): звание - инструктор, инструкторский опыт - начальник школы Базового уровня или два раза инструктор Базового уровня, туристский опыт - 2раза 2р. По всем признакам, кроме реального инструкторского опыта, начальником может быть любой. НО Был начальником школы и 2 раза инструктором в школе только МВ (вроде?).
из РТ: Должность начальника учебной части вводиться при наличии более трех отделений. Начальник школы может быть освобожден от руководства учебным отделением при наличии в школе трех учебных отделений, а начальник учебной части - четырех и более.
Список инструкторско-преподавательского состава и стажёров
Старшие инструкторы
Тут ты, Сергей, загнул. Вот требования к старшим инструкторам: Окончить СУ + стажер СУ +4р либо экстернат за СУ + стажер СУ +4р+ 4р. Мы не стажировались и по 2 раза 4 кс не руководили :(. Надо признать недостаток у нас педагогического опыта.
- Расторгуев ?
>SG>Речь шла не о формальной стороне (на сегодня у нас формальный инструктор один), а о фактической. Т.е. у нас фактически получается 4 ступени:
- идеологи (руководители и организаторы школы их роль, думаю, ясна)
- старшие инструкторы (люди, которые помогают проведению школ в мск, но со школами на сборы не едут (в смысле, не обязательно едут), новичковые походы не ведут (не обязательно ведут). Обладают опытами руководств и организации сложных походов. Например, в этом году это Свиридов, Фомичев, Расторгуев, Коренчук, Ганаховский и т.п. Их роль - эпизодическое проведение различных занятий, чтение лекций )
- инструкторы (или командиры, т.е. люди, которые поведут 2-ки. Их роль - формирование команды, проведение занятий вместе со старшими инструкторами, подготовка к походу)
- стажеры (помощники инструкторов, люди, которые займутся руководствами в следующем году. Их роль - помогать в проведении занятий, обучаться руководству, помогая инструкторам.
Сергей, сейчас фактически так и есть. НО! При всем этом основной упор делается на техническую/тактическую/спортивную подготовку, а руководам мы хотим дать инструкторов! Те на "старших инструкторов" и вообще руководство школой надо возложить обязанности не только по обучению школников и работе со стажерами, но и по подготовке инструкторов в плане именно инстуркторской работы - проведение занятий, методическое обеспечение, типичные ошибки и пр - чтобы получить не просто для них 2гр, а еще и дать и реальную специфику инструктора.
Сам я этим вопросом владею плохо, МВ тоже никого особо преподаванию не учит. Думаю, надо пригласить кого со стороны.
>SG> Ok, давай устроим одно-два занятия по педагогике и пригласим их прочитать, например, того же Никонорова. Можно еще попробовать пошукать спец. литературу по этому поводу...
Инструкторы
требования: Окончить БУ + стажер БУ + 2р +3у либо экстернат за БУ + стажер БУ + Зр
Давай уж настроимся на оформление. Задача - всем оформить инструкторов
Важно пронимать разницу между званием инструктора и должностью инструктора (тренера). Это как д.т.н. и профессор.
Требования к должности Инструктор-тренер в школе БУ: звание - инструктор, инструкторский опыт - школа БУ + инструктор НУ + стажер БУ или 2 раза инструктор НУ + экстернат за БУ, туристский опыт - 2р поэтому
Список инструкторско-преподавательского состава и стажёров
Звание инструктора - это не навсегда (стр. 147 РТ):
- Срок действия удостоверения для «Инструкторов СТ» и «Гидов-
проводников СТ» - 5 лет с момента выдачи, для «Старших инструкторов СТ» и «Старших гидов-проводников СТ» - 10 лет, для остальных категорий - бессрочно. После истечения срока действия удостоверений, инструктора и гиды-проводники (кроме имеющих звания международного класса), должны пройти переаттестацию в полномочной МКК. Инструкторам (старшим инструкторам СТ) не участвовавшим в работе по подготовке туристских кадров более 5(10) лет, звание может быть восста- новлено после прохождения соответствующей стажировки и экстерната. 4.5. Для аттестации (переаттестации) на звание инструктора или гида-проводник...
Стажеры (те, кто в след. году ведут двойки)
Требования к стажерам БУ: школа БУ + 1р или экстернат за БУ + 2р. Поэтому подходят все прошлогодние двоишники, удосужившиеся вывести знакомых в лес на ноябрь или май
Список инструкторско-преподавательского состава и стажёров
Про зачет стажировки подробнее см Русский турист, стр. 140
Привлекаемые со стороны
- Народ из "Вестры"
- Фомичев
- Евстафьев
- Профессиональный медик
- Профессиональный инструктор со стажем методической работы по подготовке инструкторов :) (Спросить у Никонорова, я знаю Лещенко БП :) )
Отделения и Командиры
рекомендуется не менее 6 чел на отделение и не более 12
Итак, прикинем связки (старший стажер/инструктор) - (стажер)
- 2 кс Зайцев + Косиков Александр Анатольевич ?
- 2 кс Мадонов + Леонова Мария Владимировна
- 2 кс Чушев + Ермилов Леонид Владимирович ?
- 2 кс Коренчук + Яцко Сергей Николаевич?
- Ганаховский + Лысенко Кирилл Владимирович
Не охватили Яцко Сергей Николаевича и Лысенко Кирилла Владимировича.
SG:А почему по 2 стажера прикрепить нельзя?
надо, чтобы в поход пошел хоть кто-то из 2 - стажер илист стажер/инструктор
SG: в какой поход?
Те я не очень представляю, что делать, если будет много народу. Откуда брать еще руководов. И куда пристроить еще 2 стажеров? Может, создать под них 2 отделения по 15 человек? Бред какой-то. А, еще можно создать отделение с МВ, и одного стажера передать ему. Тогда 5 двоек. Ты, Сергей, как я понял, на 2 не рассчитываешь :(
SG: Ваня, как я говорил, мне все равно, могу и двойку провести. Но в этом случае некому вести 4, в которой обучать стажеров. В принципе, можно действительно привлечь МВ если народа будет много. Еще есть Лавров, надо только, чтобы с ним кто-нибудь поговорил. Если таки убедить Рому вести 3, то можно уговорить Саню Зотова вести 2 ;)
- 3 кс Зотов
- 4 кс Ганаховский (Коренчук)
Район и маршрут
Ц. Кавказ, Приэльбрусье, а/л Джан-Туган
Для УТП допускается сокращение длины маршрута на 25% от норматива, при сохранении всего набора определяющих препятствий, характерных для заявленной категории сложности маршрута.
В мкк надо дополнительно предоставлять
- Памятка по безопасности в УТП (указать потенциальные опасности конкретных
маршрутов УТП, действия при экстремальных ситуациях и взаимодействие всех групп учебного мероприятия) с подписями всех участников о знании её содержания
Агитационные и прочие мероприятия
- Собрание инструкторов и стажеров 14 февраля
- вечер туризма в БЗДК 4 марта
Расписание лекций ТАКТа
- октябрь
- Виды и районы
- Опасности в горах
- ноябрь
- спасы
- медицина
- январь
- лавинная опасность
- март
- виды и районы
- формы рельефа
- апрель
- Опасности в горах
- экспедиционные навыки
- преодоление рек
- медицина
- май
- организация похода
- тактика похода
- движение по ледникам
- питание
Школа Специализированного Уровня (СУ) при МГТУ
Замахиваться, конечно, рановато, но сейчас мы корректируем программу к школе Базового Уровня, несколько сокращая некоторые темы. Поэтому для обеспечения безопасности походов 4 (3) кс слушателям школы БУ желательно прослушать курс СУ. Вопрос - сможем ли мы ее поднять у себя, надо ли это, или прока проводить дополнительно доморощенную школу подготовки к 3 - 4 кс? Жду аргументированных предложений
Краткий пересказ телефонного разговора с Никоноровым АГ от 11 февраля
Вопросы задавал Коренчук ИВ
- К: Добрый день, Александр Геннадиевич!
- Н: Здравствуйте!
- К: Мы тут у себя в МГТУ организуем горную школу начального уровня и хотим ее официально заявить. При изучении соответствующего раздела в Русском Туристе у нас возникли вопросы. Не могли бы Вы проконсультировать нас по ним?
- Н: Да, пожалуйста. Всегда к вашим услугам.
- К: По часам. Можно ли учитывать физподготовку? У нас перед лекциями еженедельно 1,5 часа ОФП+спецупражнения
- Н: Да, только назвать это желательно как спецупражнения.
- К: как учитывать практические выходы, например, буревестник?
- Н: согласно РТ, не более 8 часов в день. Буревестник тоже можно зачесть. кросс поход 12 июня смело считайте за 2 дня - те 16 часов, тк на нем будет трасса, рассчитанная минимум на 12
- К: по времени у нас тогда все сходиться, те мы набираем необходимые 144 часа, но преимущественно за счет спецупражнений и выходов. Можно ли часть материала перенести с лекций на беседы на выходах?
- Н: конечно. Если не хватает часов лекциями, можете вынести часть материалов на самостоятельную проработку слушателями и занести расчетное время в план.
- К: с 248 часов учебных занятий (из них 104 - УТП) понятно. Остаются загадкой 292 часа учебной работы (вне сетки часов). Что это такое?
- Н: Эти 292 часа идут как бы параллельно. 104 часа стажировки - это то, что стажер (и со стажером) за время школы должны отзаниматься 104 часа, те он должен прослушать курс БУ практически повторно.
- К: те, если я правильно понял, это время не прибавляется к общему времени занятий? Процесс работы стажера (со стажером) проходит параллельно с общим учебным процессом?
- Н: да, именно так.
- К: А вот 84+104 проведение спортивного похода? Если 104 - время похода, то что такое 84?
- Н: средневзвешенное время, добавляемое к походу, все это происходит параллельно с остальными процессами [тут я(Коренчук ИВ) сплоховал, надо дополнительно уточнять]
Мне бы хотелось, чтобы у вас была не средневзвешенная программа, а какая-нибудь особенная. Постарайтесь сфокусироваться на том, в чем вы сильны. У вас в МГТУ есть скалодром, поэтому наверно ваша школа сильна в скалолазании. Постарайтесь отразить это в программе
- К: Ну, как бы сказать, РМВ не очень долюбливает скалы и скальные занятия. Мы подумаем и постараемся что-то подчеркнуть. Теперь о кадрах. Откуда берутся инструктора?
- Н: ну, мы, это, наблюдаем, оцениваем человека, если он, то [далее несущественно] предлагаем ему провести 2кс, и потом при успехе оформляем ему инструктора
- К: А сколько требуется инструкторов на школу? в РТ рекомендуется по 10 человек в отделение, но нигде не сказано, кто дб руководителем отделения?
- Н: Подразумевается, что руководитель отделения - инструктор. Однако сейчас, в связи с нехваткой инструкторов, мы вынуждены открывать школы, где официально инструктор - только начальник
- К: спасибо. Аналогично с УПТ - в РТ нигде не указано, что руководителем УПТ дб инструктор. Так ли это?
- Н: по идее так. подразумевается, что руководителем УТП должен быть инструктор.
- К: тогда следующий вопрос. Для получения инструктора требуется помимо окончания школы БУ, стажировки, 1р и 3у иметь 2р. Где и откуда взять участников, если практически все 2 проводятся в рамках школ (то есть у них руководитель - инструктор)?
- Н: Да, действительно негде. Поэтому сейчас зачастую инструктора дают после руководства 2кс в рамках школы.
- К: Первый год человек проходит БУ и 2гу, осенью - 1пр, на второй идет участником в 3...4 кс, где себя хорошо рекомендует. У нас в МГТУ такого человека обычно и назначают на 3...4 год руководителем отделения школы, хотя формально он не прошел стажировку и не имеет 2гр - те ему оч далеко до официальных требований инструктора. как вам такая практика?
- Н: сплошь и рядом, вполне естественный ход вещей.
- К: да, но это не очень хорошо, тк у командиров отделений мало педагогического опыта, вот мы хотели [несущественно]
- Н: да, есть такое, однако по другому обычно не выходит.
- К: Итак, если я Вас правильно понял, то у нас в школе руководителями УТП могут быть люди без опыта 2гр, но достаточно по мнению клуба для этого компетентные. И по результатам школы им может быть засчитана сразу и стажировка, и руководство 2гр, и выдано звание инструктора?
- Н: да, если после похода участниками и руководителем будет успешно сдан экзамен нашей комиссии. Мы вообще стараемся выдавать звание инструктора практически всем, кто ведет работу по обучению туристов, организации походов и тд - кто живет туризмом.
- К: Огромное спасибо за разъяснения. Где мы теперь сможем встретиться, чтобы обсудить проект документов о заявлении школы? вроде собирались во вторник (15)?
- Н: к сожалению, во вторник не смогу. В четверг лекция в Вестре по новому снаряжению. Приходите и приводите людей туда ,там и обсудим. А во вторник, уж если договорились - придет к вам Джулий и прочитает технику :)
- К: еще раз огромное спасибо, всего доброго ,до четверга.
- Н: пожалуйста. Досвидания.
Послепоходная работа
Основные задачи после похода
- написать отчет о походе и защитить его, получить справки по походу
- сдать экзамены по школе, получить справки по школе
- отметить завершение школы и летнего сезона
- инструкторам задокументировать проделанную работу
Для подготовки к экзамену и сбора групп организуем 2 лекции/семинара
План семинара на 15 сентября 2005 г. (первое собрание после летнего сезона)
Вводная (20 мин)
- Сообщение об экзамене – допускаются все участники школы
- Сообщение о школе СУ – начнется в октябре
- Просьба работать более активно в турклубе вообще и с новичками в частности
- Сообщение по снаряжу и прокату – справки без расплаты не выдавать
Лекционная часть (30 мин)
- Ориентирование и картография
- Организационная структура туризма
- Требования к походу 2 кс
- Написание отчета о походе
Семинар (20…40 мин)
- Разбор вопросов из зала силами самого зала
- Узлы – учить все, список уточнить у Никонорова
Заключение (30 мин)
- Ищите инфу в инете, в тч на сайте Вестры, в тч в форуме
- Вопросы из зала
- Написать пожелания по Джантугану: жилые номера, распорядок дня, дисциплина, продукты и качество питания, культурно-массовые мероприятия, возможности на территории, трансфер, обеспечение пропусками, маркетинг в Москве и тд
- Напомнить о помощи руководам в написании отчета
- Организация слета – дело второгодников!
Семинар прошел нормально, вопросы были разобраны, кроме узлов
Семинар 22 сентября 2005 г.
- надо уточнить список узлов и убедиться в их знании
- вопросы по билетам
- как дела с отчетами?
Экзамен 29 сентября 2005 г.
- место проведения - кафедра физвоспитания
- уточнить, кто принимает, нужны ли наши люди
- спросить про будущее руководов 2кс - что еще надо для инструктора
- Экзаменационные билеты горной школы БУ
Ссылки
- Русский турист http://www.tssr.ru/files/materials/307/russianrourist7_2001_2004_gg.pdf
- взгляд А Джулия на подготовку кадров http://adjuliy.narod.ru/podkadrov.html