Методика проведения занятий по ориентированию — различия между версиями

Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Перейти к: навигация, поиск
()
Строка 1: Строка 1:
 
==Теоретическая часть==
 
==Теоретическая часть==
'''Задачи ориентирования'''
+
*[[Конспект лекции по ориентированию]]
 
 
''Ориентирование'' - способность в любой момент определить свое положение.
 
 
 
Как показывает практика, восстановление утерянной ориентировки требует больше умения и времени, чем простое ее сохранение.
 
 
 
'''Карты и схемы'''
 
 
 
Умение пользоваться картой дает возможность альпинистам заранее определять наиболее трудные и опасные участки пути, примерное время их прохождения.
 
 
 
''Карта'' — изображение местности на бумаге в уменьшенном виде.
 
*Классификация картографических материалов, применяющихся в горном туризме
 
**карты
 
**схемы (разхребтовки)
 
**планы. Различие между картой и планом: план составляется для небольших участков в предположении, что поверхность земли является плоской. Карта составляется с учетом сферической формы земной поверхности
 
**кроки
 
*Номенклатура топокарт (коротко)
 
*Масштаб карты
 
**Виды обозначения масштаба (текстовый, численный, линейный)
 
**Способы определения масштаба (по обозначению, по номенклатуре, по известным расстояниям, на глаз)
 
*Измерения расстояний по карте
 
**по сетке
 
**курвиметром
 
**на глаз
 
**коэффициенты при определении расстояний
 
 
 
'''Отображение рельефа на картах'''
 
*Горизонтали. ''Горизонталь'' — кривая замкнутая линия, соединяющая точки поверхности, находящиеся на одинаковой высоте над уровнем моря.
 
**виды (основные, половинные)
 
**высота сечения
 
**определение направления ската, бергштрихи
 
*Формы рельефа
 
**гора, вершина
 
**котловина, дно
 
**хребет, водораздел
 
**лощина, кулуар
 
**седловина
 
*Детали рельефа, не выраженные горизонталями
 
**естественные (обрывы, узкие овраги, скалы, перевалы)
 
**искусственные (насыпи, выемки, курганы, ямы)
 
*определение крутизны скатов (обрыва)
 
**по формуле
 
**по шкале заложений
 
**на глаз или по линейке (по отметкам высот)
 
'''Условные знаки'''
 
*масштабные
 
*внемасштабные
 
*линейные
 
*точечные
 
*подписи и цифры
 
*знаки, используемые на туристских схемах и расхребтовках
 
'''Ориентиры'''
 
*линейные: реки, хребты, морены, тропы, дороги. Преимущества и недостатки.
 
*точечные: вершины, туры, строения, перевалы, стоянки, точки пересечения линейных ориентиров.  Преимущества и недостатки.
 
*площадные: долины, плато, озера, мульды, цирки ледников. Контуры площадных ориентиров служат линейными ориентирами.
 
 
 
'''Особенности ориентирования в горах'''
 
*В высокогорье топографические карты используются редко. В основном пользуются схемами, расхребтовками и описаниями перевалов с фотографиями.
 
*В горной местности легко ошибиться даже с подробной картой, т. к. очень трудно определить расстояние до ориентиров: вершин, хребтов, седловин. Определение расстояний шагами или по времени и скорости линейного перемещения в горах трудновыполнимо. Определение расстояний на глаз хотя бы с точностью 20% доступно только опытным альпинистам, постоянно тренирующимся в этом упражнении. Прозрачность воздуха скрадывает перспективу. Помните также о "лобовом эффекте" - при прямом взгляде склон в 30 градусов кажется стеной. Любые измерения на глаз в горах очень неточны!
 
*В среднегорье наиболее эффективно ориентирование по гидрографическим признакам: рекам, ручьям, ледникам. При ориентировании в высокогорье целесообразно использовать фотопанорамы, предварительно сверенные с картосхемой. При подходе к перевалам часто пользуются их фотографиями и словесными описаниями.
 
*В альпинизме существует понятие ориентирования на микрорельефе - выбор пути подъема, организации точек страховки и т. д.
 
*Потеря ориентировки совсем не редкость. Не нужно суетиться - иначе может быть принято решение, усугубляющее ошибку. Лень также приводит к неприятностям. Например, группа, обнаружив, что она начала спуск не по тому кулуару, второпях решает продолжить спуск. В результате спуск может занять сутки или больше, в то время как обратный подъем и правильный спуск отняли бы несколько часов. В огромном большинстве случаев самым правильным и надежным решением служит возврат к какому-либо ориентиру, заведомо принадлежащему правильному маршруту.
 
*Существенная деталь умения ориентироваться - способность запоминать пройденный путь и безошибочно находить дорогу по нему назад. Если после подъема предстоит обратный спуск, надо заранее запоминать ориентиры и то место, где пересекутся пути спуска и подъема.
 
*Следует помнить, что условия в горах сильно зависят от времени года и даже времени суток.
 
**Например, если в описании перевала обещают метровый снег, а на местности перед вами осыпь - посмотрите в какое время ходили путешественники. Снег штука переменчивая.
 
**Скорость отступания (реже - наступания) ледников может достигать сотен метров в год, а ваши карты изданы лет 20 - 30 назад. Вообще, карты имеют свойство устаревать. Мосты могут смываться, селения разрушаться, дороги исчезать. Но рельефу, как правило, доверять можно.
 
*При ориентировании и движении следует по возможности пользоваться дорогами и тропами. В горах они, как правило, проходят по самым безопасным и простым для преодоления местам, чаще всего - вдоль русла рек, гребнями морен и отрогов. Тропе нужно доверять.
 
 
 
 
==Практика==
 
==Практика==
 
Основная цель занятий - усвоение системы горизонталей и условных знаков на картах, умение ориентировать и читать карту, находить точку стояния по окружающим ориентирам, выдерживать требуемое направление при движении, отслеживать пройденный путь.
 
Основная цель занятий - усвоение системы горизонталей и условных знаков на картах, умение ориентировать и читать карту, находить точку стояния по окружающим ориентирам, выдерживать требуемое направление при движении, отслеживать пройденный путь.

Версия 15:23, 23 марта 2006

Теоретическая часть

Практика

Основная цель занятий - усвоение системы горизонталей и условных знаков на картах, умение ориентировать и читать карту, находить точку стояния по окружающим ориентирам, выдерживать требуемое направление при движении, отслеживать пройденный путь.

Маршрут должен быть проходимым, но иметь затрудненные условия для ориентирования. В начале показывается порядок выполнения приёма, а затем требуем его многократного выполнения.

Для повышения интереса к занятию можно ввести элемент соревнования. За каждое правильно выполненное задание начислять по одному очку. В конце занятия выиграет приз. Показатели оценки результатов:

  • время выполнения приёма
  • точность работы
  • количество ошибок

Весь материал должен быть усвоен до выезда в горы. В горах только повторяется ранее пройденное, и обучаемые знакомятся практически с особенностями ориентировки на местности.

Ориентирование без карты/компаса

  • Определение сторон света. В горах из всех способов определения сторон света уверенно можно использовать только ориентирование по солнцу. (Ночью - по полярной звезде.) Все остальные признаки (муравейники, кора на деревьях, кресты церквей и т. п.) в горах не работают.
  • Движение по известным линейным и точечным ориентирам: движение вдоль реки, по дну долины, по гребню по направлению к вершине, по маренному валу вдоль ледника.
  • Определение местоположения по характерным деталям рельефа: контрольные туры, набор высоты в сочетании со временем и скоростью передвижения по рельефу. Каждый из этих элементов, каким бы важным он ни был, не может служить однозначной гарантией правильности определения точки стояния и направления движения. Детали рельефа не всегда поддаются однозначному толкованию. Оценка скорости движения и набора высоты часто очень субъективна, сама высота определяется весьма приближенно. Далекие ориентиры могут быть прикрыты облаками, да они и не очень помогают в ориентировании непосредственно на маршруте. Поэтому уверенность в правильности ориентировки должна базироваться на непрерывности контроля за своим местоположением и на совпадении информации по нескольким элементам ориентирования.

Ориентирование с картой без компаса

  • Приемы ориентирования карты без компаса
    • по солнцу
    • по линейным ориентирам
    • по характерным объектам
  • определение точки стояния
    • по характерным объектам на местности, обозначенным на карте (тотечным ориентирам)
    • по характерным формам рельефа
    • способом засечки на известные видимые вершины, перевалы или выдающиеся предметы на местности, указанные на карте.
  • чтение карты. Выбор пути по карте.
  • определение крутизны склонов, характеристик и особенностей маршрута.

Ориентирование с картой и компасом

  • компас - самое надежное средство определения сторон света и ориентирования карты. При этом из-за локальных магнитных аномалий показания компаса могут существенно искажаться. Также рекомендуется держать компас подальше от железа, висящего на системе.
  • ориентирование карты по компасу
  • понятие азимута. Надо знать, что это такое и как используетс. Хотя используемый в равнинном туризме и спортивном ориентировании способ движения по азимуту в альпинизме распространения не получил, но иногда в условиях плохой видимости теоретически может пригодиться. (В горах, правда, лучше при отсутствии видимости вообще никуда не ходить.)

Упражнения

  • Ориентирование карты. Каждый участник должен попытаться сориентировать карту различными способами и обосновать свои действия. При движении группы в разных местах при любой остановке начинаем с ориентирования карты. После того, как это уверенно выполнено, можно приступать к другим упражнениям.

Нужно пояснить, что быстрое ориентирование карты - одна из основ.

  • Беседа о выборе правильного маршрута движения по карте. Нужно рассказать о том, на что надо обращать внимание при планировании маршрута.
    • крутизна склонов и их определение по карте
    • измерение расстояний по карте. Прикинуть на глаз расстояние до ориентира, потом проверить при помощи измерений.
  • Определение точки стояния. После того, как карта правильно сориентирована, найти точку стояния гораздо проще. При движении участники в произвольные моменты останавливаются руководителем и по очереди пытаются определить точку стояния. При этом они должны обосновать свой выбор. Если определили неверно, руководитель сразу производит разбор ошибки и показывает, как можно правильно сориентироваться.
  • Знакомство с азимутом.
    • Попрактиковаться определять азимуты на окружающие ориентиры, как точечные, так и азимуты направления линейных ориентиров. Например, определить азимут на торчащий вдали треангулятор, или определить азимут направления просеки, по которой предстоит двигаться.
    • Потренироваться определять азимут по карте. Например определить азимут направления из точки стояния или другого точечного ориентира, на какой-нибудь другой объект на карте.
  • Движение по азимуту. Не надо зацикливаться на спортивном движении по азимуту через глухой лес, но привычка двигаться в заданном направлении с помощью компаса очень полезна.
    • Участники по очереди становятся лидерами и ведут группу в выбранном по карте направлении.
    • Расставить участников на линейном ориентире (просеке) на растоянии 70-100 метров. Каждый должен определить точку стояния, по карте найти азимут на определенный руководителем ориентир, пройти по выбранному азимуту через лес и выйти в нужную точку.

В итоге все участники должны выйти в одну и ту же точку с разных сторон, попробовав двигаться по азимуту.

    • Пересечь всей группой большое поле, двигаясь по заданному азимуту. Руководитель выбирает ориентир на противоположной стороне, сам вычисляет азимут на него и сообщает его группе. Участники, поочередно меняясь, ведут группу, отслеживая направление. Если группа сильно уклоняется, руководитель возвращает их на нужную линию, производя разбор ошибок.
  • Беседа про подробность карт. Устаревание информации (заросшие просеки, новые поселки, вырубки и т. д.) В горах - тоже (может смыть мосты, снег то есть, то нет, ледники отступают...)
  • Беседа про условные обозначения на карте.
  • Маршбросок. Перед началом обсуждают всем отделением маршрут до лагеря (большая петля), командир корректирует и утверждает маршрут. Движутся все вместе, непрерывно ориентируясь и отслеживая свое местоположение. Командир постоянно задает вопросы лидеру и команде, касяющиеся определения точки стояния, пройденного расстояния. Можно дать задание участникам следить за ориентирами на пути и сообщить о них, когда группа до них дойдет. Лидеры меняются через каждые 500 метров.
  • Возвращение в лагерь с победой и обсуждение пройденного. Заключительная беседа.