Методика проведения занятий по ориентированию — различия между версиями
Zaya (обсуждение | вклад) () |
Zaya (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
==Теоретическая часть== | ==Теоретическая часть== | ||
− | + | *[[Конспект лекции по ориентированию]] | |
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | * | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
==Практика== | ==Практика== | ||
Основная цель занятий - усвоение системы горизонталей и условных знаков на картах, умение ориентировать и читать карту, находить точку стояния по окружающим ориентирам, выдерживать требуемое направление при движении, отслеживать пройденный путь. | Основная цель занятий - усвоение системы горизонталей и условных знаков на картах, умение ориентировать и читать карту, находить точку стояния по окружающим ориентирам, выдерживать требуемое направление при движении, отслеживать пройденный путь. |
Версия 15:23, 23 марта 2006
Теоретическая часть
Практика
Основная цель занятий - усвоение системы горизонталей и условных знаков на картах, умение ориентировать и читать карту, находить точку стояния по окружающим ориентирам, выдерживать требуемое направление при движении, отслеживать пройденный путь.
Маршрут должен быть проходимым, но иметь затрудненные условия для ориентирования. В начале показывается порядок выполнения приёма, а затем требуем его многократного выполнения.
Для повышения интереса к занятию можно ввести элемент соревнования. За каждое правильно выполненное задание начислять по одному очку. В конце занятия выиграет приз. Показатели оценки результатов:
- время выполнения приёма
- точность работы
- количество ошибок
Весь материал должен быть усвоен до выезда в горы. В горах только повторяется ранее пройденное, и обучаемые знакомятся практически с особенностями ориентировки на местности.
Ориентирование без карты/компаса
- Определение сторон света. В горах из всех способов определения сторон света уверенно можно использовать только ориентирование по солнцу. (Ночью - по полярной звезде.) Все остальные признаки (муравейники, кора на деревьях, кресты церквей и т. п.) в горах не работают.
- Движение по известным линейным и точечным ориентирам: движение вдоль реки, по дну долины, по гребню по направлению к вершине, по маренному валу вдоль ледника.
- Определение местоположения по характерным деталям рельефа: контрольные туры, набор высоты в сочетании со временем и скоростью передвижения по рельефу. Каждый из этих элементов, каким бы важным он ни был, не может служить однозначной гарантией правильности определения точки стояния и направления движения. Детали рельефа не всегда поддаются однозначному толкованию. Оценка скорости движения и набора высоты часто очень субъективна, сама высота определяется весьма приближенно. Далекие ориентиры могут быть прикрыты облаками, да они и не очень помогают в ориентировании непосредственно на маршруте. Поэтому уверенность в правильности ориентировки должна базироваться на непрерывности контроля за своим местоположением и на совпадении информации по нескольким элементам ориентирования.
Ориентирование с картой без компаса
- Приемы ориентирования карты без компаса
- по солнцу
- по линейным ориентирам
- по характерным объектам
- определение точки стояния
- по характерным объектам на местности, обозначенным на карте (тотечным ориентирам)
- по характерным формам рельефа
- способом засечки на известные видимые вершины, перевалы или выдающиеся предметы на местности, указанные на карте.
- чтение карты. Выбор пути по карте.
- определение крутизны склонов, характеристик и особенностей маршрута.
Ориентирование с картой и компасом
- компас - самое надежное средство определения сторон света и ориентирования карты. При этом из-за локальных магнитных аномалий показания компаса могут существенно искажаться. Также рекомендуется держать компас подальше от железа, висящего на системе.
- ориентирование карты по компасу
- понятие азимута. Надо знать, что это такое и как используетс. Хотя используемый в равнинном туризме и спортивном ориентировании способ движения по азимуту в альпинизме распространения не получил, но иногда в условиях плохой видимости теоретически может пригодиться. (В горах, правда, лучше при отсутствии видимости вообще никуда не ходить.)
Упражнения
- Ориентирование карты. Каждый участник должен попытаться сориентировать карту различными способами и обосновать свои действия. При движении группы в разных местах при любой остановке начинаем с ориентирования карты. После того, как это уверенно выполнено, можно приступать к другим упражнениям.
Нужно пояснить, что быстрое ориентирование карты - одна из основ.
- Беседа о выборе правильного маршрута движения по карте. Нужно рассказать о том, на что надо обращать внимание при планировании маршрута.
- крутизна склонов и их определение по карте
- измерение расстояний по карте. Прикинуть на глаз расстояние до ориентира, потом проверить при помощи измерений.
- Определение точки стояния. После того, как карта правильно сориентирована, найти точку стояния гораздо проще. При движении участники в произвольные моменты останавливаются руководителем и по очереди пытаются определить точку стояния. При этом они должны обосновать свой выбор. Если определили неверно, руководитель сразу производит разбор ошибки и показывает, как можно правильно сориентироваться.
- Знакомство с азимутом.
- Попрактиковаться определять азимуты на окружающие ориентиры, как точечные, так и азимуты направления линейных ориентиров. Например, определить азимут на торчащий вдали треангулятор, или определить азимут направления просеки, по которой предстоит двигаться.
- Потренироваться определять азимут по карте. Например определить азимут направления из точки стояния или другого точечного ориентира, на какой-нибудь другой объект на карте.
- Движение по азимуту. Не надо зацикливаться на спортивном движении по азимуту через глухой лес, но привычка двигаться в заданном направлении с помощью компаса очень полезна.
- Участники по очереди становятся лидерами и ведут группу в выбранном по карте направлении.
- Расставить участников на линейном ориентире (просеке) на растоянии 70-100 метров. Каждый должен определить точку стояния, по карте найти азимут на определенный руководителем ориентир, пройти по выбранному азимуту через лес и выйти в нужную точку.
В итоге все участники должны выйти в одну и ту же точку с разных сторон, попробовав двигаться по азимуту.
- Пересечь всей группой большое поле, двигаясь по заданному азимуту. Руководитель выбирает ориентир на противоположной стороне, сам вычисляет азимут на него и сообщает его группе. Участники, поочередно меняясь, ведут группу, отслеживая направление. Если группа сильно уклоняется, руководитель возвращает их на нужную линию, производя разбор ошибок.
- Беседа про подробность карт. Устаревание информации (заросшие просеки, новые поселки, вырубки и т. д.) В горах - тоже (может смыть мосты, снег то есть, то нет, ледники отступают...)
- Беседа про условные обозначения на карте.
- Маршбросок. Перед началом обсуждают всем отделением маршрут до лагеря (большая петля), командир корректирует и утверждает маршрут. Движутся все вместе, непрерывно ориентируясь и отслеживая свое местоположение. Командир постоянно задает вопросы лидеру и команде, касяющиеся определения точки стояния, пройденного расстояния. Можно дать задание участникам следить за ориентирами на пути и сообщить о них, когда группа до них дойдет. Лидеры меняются через каждые 500 метров.
- Возвращение в лагерь с победой и обсуждение пройденного. Заключительная беседа.