Лыжный туризм:Техника и тактика

Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Версия от 00:34, 26 ноября 2010; SG (обсуждение | вклад) (Тактика)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Техника и тактика лыжного похода

Техника

Техника движения - это совокупность навыков, действий и психофизических качеств (реакция, координация и т.д.), применяемых для преодоления рельефа. Другими словами, это приемы, с помощью которых мы преодолеваем препятствия, возникающие на маршруте. Речь идет именно от личной технике.

Движение по равнине

  • Попеременный двушажный ход по лыжне. Ну тут все ясно – ногам-руками туда-сюда.
  • Одновременный бесшажный ход по лыжне. Тут тоже все просто – ногами стоим, а двумя руками толкаемся.
  • Коньком. Если фирн, под уклон и торопитесь. Впрочем, на Бескидах, да под рюкзаком вряд ли получится...

Техника тропежки

  • Лыжу подняли, вперед, опустили.
  • Надо следить за носками лыж, чтобы не уходили под снег. Выдернуть - трудно.
  • Если снег очень глубокий, тяжелый или с настовой коркой, то можно выносить ногу (лыжу) вперед через след от второй ноги (лыжи). Лыжня при этом получается узкой, но зато выдернуть носок из-под снега гораздо легче, чем "напролом".
  • При глубоком троплении в креплениях типа "Скитур" нужно поднимать упор для пятки.
  • На открытых пространствах для того, чтобы лыжня не напоминала синусоиду, надо выбрать вдали ориентир и постоянно его отслеживать. Тогда шатаний в стороны будет поменьше.
  • Палками не очень-то потолкаешься, ими просто удерживается равновесие и задается ритм движений.

Преодоление деревьев

  • Обойти !!!
  • Перешагнуть. Если ствол лежит поперек и торчит невысоко, делается широкий шаг одной ногой так, чтобы середина лыжи оказалась на бревне. На эту ногу при помощи палок переносится вес, затем рядом приставляется вторая нога. После чего надо ловко спрыгнуть или съехать с бревна (не сломав задние концы лыж!)
  • Перелезть сверху. Если ствол лежит поперек, но встать на него уже трудно (или страшно), надо развернуться боком вдоль бревна. Затем перекинуть лыжу на другую сторону, а потом приставить вторую. Этим способом преодолеваются даже преграды высотой по пояс, если только не мешают сучки.
  • Подлезть снизу. Иногда гораздо проще, чем обойти. (Только надо учитывать рюкзак!)

Преодоление канав

  • Обойти.
  • Перешагнуть. Если влоб, то сделать шаг как можно шире и не нагружать висящую над канавой лыжу, чтобы не сломать. Если боком, то опасаться соскальзывания на дно канавы (там м. б. вода).
  • Спуститься на дно и подняться (либо траверсом, либо лесенкой, если канава узкая или короткая).

Подъемы

Выбор техники зависит от крутизны и протяженности склона. Чем круче и протяженнее склон, тем «тяжелее» техника. Если подъем короткий, хотя и достаточно крутой, можно попробовать технику полегче (взять подъем с ходу).

  • Подъем полуелочкой. Катим одной лыжей по лыжне, а вторую - отставляем.
  • Подъем елочкой. Тут уже обе лыжи разводятся, чем круче, тем шире. Палки только снаружи лыж, на уровне ног, упираемся как следует.
  • Подъем траверсом. Просто идем с небольшим набором высоты боком к склону, практически перпендикулярно линии падения воды.
  • Подъем лесенкой. Лыжи перпендикулярно линии падения воды. Стоим боком к склону, делаем шаг верхней ногой, затем приставляем нижнюю. "Вперед и вверх, а там..!" Палки находятся всегда снаружи лыж. Обратить внимание на следующие моменты:
    • двигаться помягче, чтобы не сгребать весь склон.
    • не наступать на кольца палок, держать равновесие.
    • не допускать, чтобы носки лыж разворачивались вверх по склону - можно съехать вперед спиной.
  • Подъем без лыж (по линии падения воды). Иногда проще или безопасней снять лыжи и немного потропить без них:
    • если круто и нет маневра для траверсов (например, в узком кулуаре или в лесу).
    • если лавиноопасно.
    • если снега мало. (А если крутой фирн или лед, то можно и кошки надеть!)

Развороты на склоне

Исходное положение - боком к склону, как при движении "лесенкой". Стоим твердо, хорошенько упершись палками. Вес переносим на верхнюю лыжу. Немного откинувшись назад, нижнюю лыжу разворачиваем на 180 градусов, в противоположную сторону. Стопы ног при этом оказываются в "третьей позиции". Переносим вес на нижнюю ногу и, завершая разворот, приставляем вторую лыжу. Поехали дальше!

Спуски

Двигаться на спуск технически сложнее, чем на подъем, из-за скорости и особенностей креплений. Выбор техники также зависит от крутизны и протяженности склона - чем положе и короче, тем легче техника.

  • Спуск прямо по линии падения воды на лыжах. Взял и поехал! Надо учитывать, что лыжи внизу спуска могут «зарыватся» в снег и что на пути могут встретиться неровности. Для удержания равновесия следует:
    • присесть пониже на полусогнутых ногах. Пружинить.
    • немного откинуть корпус назад. Лучше упасть на ж..пу, чем зарыться носом.
    • Одну ногу немного выставить вперед, а основной вес перенести на вторую. Так проще противостоять рывкам и неровностям.
    • ноги не сводить вместе, но и не расставлять слишком широко. Избегать скрещивания лыж.
    • палки убрать назад, прижав к корпусу локтями, либо сложить вместе и опираться на них, как при движении "глиссером". Не надо выставлять палки вперед - все равно это не поможет затормозить!
  • Спуск траверсами. Это значит - зигзагами. Если получается – разворачиваемся на ходу, иначе ищем «объект остановки». Палки опять держим или сзади, или глиссируем. Не надо тыкать ими в окрестные деревья, лучше попробовать задержаться рукой, или просто держать равновесие. Чтобы погасить скорость, нужно просто изменить направление движения, на "вверх по склону". Живо остановитесь. Избегать накатанной лыжни, лучше спускаться по нетронутой "целине".
  • Спуск полуплугом. Одна лыжа едет прямо, а пятку второй лыжи отводим в сторону.
  • Спуск плугом. Разводим пятки обеих лыж. При этом носки не должны скрещиваться. Чем больше угол, тем сильнее торможение. Следует опасаться резких рывков при смене характера снега или на кочках, поэтому отклоняйте корпус назад.
  • Торможение падением. Иногда просто ничего другого не остается. Правильно падать тоже надо уметь! Надо упасть так, чтобы лежать выше лыж, а лыжи – параллельно склону. Поэтому рекомендуется заваливаться в повороте. На ж..пу садиться не стоит – лыжи могут уехать дальше, а между спиной и рюкзаком набивается снег. При этом очень сложно потом вставать
  • Комбинирование приемов торможения. Очевидо, что с самого начала начинаем тормозить, сначала полегче, потом – посильнее, и наконец, падаем! :)
  • Спуск без лыж (по линии падения воды). Применяется:
    • если круто и нет места для маневра.
    • если лавиноопасно.
    • если снега мало (выходы камней, крутой фирн, лед).
  • Спуск стилем телемарк. Особая техника, позволяющая легко совершать повороты на скорости и уверенно спускаться с крутых склонов даже с рюкзаком. Кстати, как показывает практика, владение горнолыжной техникой спусков с гор не дает в лыжном походе практически никаких преимуществ, так как пятка ботинка не закреплена и контролировать лыжу гораздо сложнее. Да и рюкзак вносит свои суровые коррективы.

Движение без лыж

Помимо крутых подъемов/спусков по линии падения воды, без лыж в зимнем походе иногда приходится ходить и траверсами, и по горизонтали. (Например, на широких перевальных седловинах или плато, где снег сдувает ветром, или за дровами через лес от бивака к сушине.)

При хождении без лыж по глубокому снегу следует учитывать некоторые особенности:

  • Снег может быть очень глубоким, поэтому идти надо мягко, след в след, подсыпая снег в следы или ступени. Если первый проваливается по развилку, до должен так утоптать снег, чтобы можно было опереться ногой и встать. Тропа может напоминать траншею в снегу. Если проваливаешься глубже, чем по пояс, надо лечь на живот и попытаться выкарабкаться, загребая снег под себя.
  • Под снегом могут быть скрыты трещины, ямы, вода. Провалиться можно рядом с большими камнями, рядом со стволами деревьев или в кустарнике.
  • Глубокий снег лавиноопасен, при прокладывании тропы надо это учитывать.
  • Вообще, пешком ходить тяжело и плохо. Лучше все-таки пользоваться лыжами!

Самостраховка лыжными палками

Если преодолевается сложный рельеф (или непогода), часто подолгу приходится двигаться без лыж. Лыжные палки складываются вместе и держаться в одной руке или крепко обеими руками. Опираемся ими о склон, притормаживаем при глиссировании. При необходимости (падении) зарубаемся палками.

Приемчики

  • Надеть тяжелый рюкзак, сброшенный в глубокий снег – проблема. Иногда сначала вдеваются в лямки рюкзака, а потом поднимаются с посторонней помощью. Встать на лыжи из положения "лежа на рюкзаке" самостоятельно очень непросто.
  • Подъем после падения. Все падают неправильно, но очень эффектно. Но всего приятнее смотреть со стороны, как человек поднимается. Рекомендуется на глубоком снегу опираться на положенные палки. (Поэтому палки должны быть дюралевые!) Перед тем, как выкарабкиваться из сугроба, скиньте рюкзак. Потом его откопаете, сначала надо встать на ноги самому. Пока лежите, постарайтесь разбросанные по сторонам ноги с лыжами переместить так, чтобы они оказались сложенными вместе, желательно ниже по склону, чем голова. Так встать будет проще - достаточно просто перекатиться, опираясь на палки.

Тренировки

Тренировки решают все! Правильно тропить, спускаться, подниматься и скользить на лыжах невозможно без практических навыков. Очень помогают регулярные прогулки на обычных беговых лыжах - вы учитесь правильно толкаться палками, преодолевать препятствия и главное - держать равновесие! Как показывает практика, тренированный лыжник запросто сможет с первого раза поехать на коньках (а вот конькобежец на лыжах - вряд ли), к тому же его гораздо труднее свалить с ног.

Кроме тренировок на беговых лыжах, перед лыжным походом необходимы также и практические выходы на туристических лыжах:

  • Рекомендуется съездить на горнолыжный склон, и на наиболее пологих (обычно непопулярных) трассах проверить различные приемы техники подъема и спуска на лыжах. Извращенцы могут взять рюкзак, а законченные - еще и санки.
  • Необходимо устроить проверку на выносливость (как для снаряжения так и для участников) - маршрут на целый день (километров на 25) с длительными переходами и преодолением различных видов препядствий - завалов, оврагов, глубокого тропления и т. п.

Для отработки падений обязательно выйти в лес и упасть в сугроб поглубже. Лучше в мороз, с рюкзаком кило на 40, без варежек, и поглубже. Можно попросить товарищей снежком присыпать. И попытаться после этого выбраться, встать и пойти дальше. При падениях на спусках все-таки берегите лыжи и свою шею - пригодятся в походе! ;)

Тактика

Понятие тактики, как совокупности действий и приемов по преодолению рельефа с наименьшей затратой сил, в наикратчайшие сроки при максимальной безопасности.

Микротактика

Это то, что типа для локальных препятствий

Типовой ходовой день

Встать пораньше, выйти с первыми лучами (образно) (чтобы не жарко было, лавинобезопасность) и идти до обеда, пообедать, идти после обеда, встать лагерем по светлу, чтобы до темноты успеть сделать основные лагерные работы. До обеда переходов больше, чем после. Обычно 5…4 / 4…3

Переход

Время, когда идем. Обычно 50 мин хода + 10 мин отдыха. Может варьироваться в широких пределах по объективным и субъективным причинам. Нужно, чтобы руковод хоть иногда думал и видел остальных участников. Обычно раздается еда всякая и выпивка. Первый переход – особый. С одной стороны, все со свежими силами, могут пройти подольше, а с другой – через 10…20 мин надо остановиться, чтобы проверить снаряжение и переодеться

Вопрос обеда

Некоторые широко известные в узких кругах товарищи рекомендуют при нехватке светлого времени (зимой) ходить без обеда. Категорически несогласен. Обед, это

  1. Теплая еда (питье) у теплого костра или в защищенной от ветра палатке – гораздо больше, чем сухой перекус на морозе
  2. Отдых, от 1 часа до следующего утра
  3. Возможность подремонтировать снаряжение (срочный личный ремонт, ремонт при дневном свете).
  4. Возможность помыть ноги (если постарается дежурный, то можно горячим чаем или супом)
  5. Вожможность высушить снаряжение – личное (ботинки, носки, куртки/футболки, рукавицы) и общественное (палатку, спальники, конденсоры)
  6. Возможность спокойно сориентироваться и подумать
  7. Время для активистов потропить вперед
  8. Общение

Даже просто чай на костре – отдых минут на 50, просушка, оценка состояния товарищей

Построение группы

Зависит от того, что делаем.

Если по горизонтали – обычно движение колонной. В зависимости от опыта либо плотная группа + замыкающий, или каждый сам за себя.

  • На равнине с тропежкой

с точки зрения безопасности и движения:

    • Сзади: реммастер, медик, замыкающий-спортсмен (лось и быстрый бегун) итого минимум 2 человека
    • Впереди: лоси тропить – итого 1 человек
    • Где руковод и штурман? Желательно вторыми-третьими, чтобы иметь возможность подумать и скорректировать первого.
    • Где девушки? Если тропить, то тяжело, когда идут подряд. С другой стороны, могут постоянно тропить первыми – меньше проваливаются.
    • Растягиваться не желательно, но можно при хорошей погоде, простом ориентировании (четкая лыжня), безопасном рельефе (не глубоких рек и сложных оврагов), уверенности в замыкающих

С точки зрения остановок, если группа растягивается:

    • Все палаточно/едальное снаряжение (палатка, пила,топор, примуса, канны, долгоиграющая еда) – впереди, спальное – сзади. Чтобы первые к приходу последних успели подготовить лагерь и разжечь костер.
  • На равнине без тропежки

Обычно в сложных походах, явного построения практически нет, типа, все опытные

  • На подъеме

Ни в коем случае не начинать подъема без ведома руководителя и в отрыве от группы. Группа обычно идет плотно, взаимопомощь не затруднена.

Если круто/опасно, то

  1. лавинная лента
  2. Дистанция, лав. Лента помогает
  3. По одному, по укрытиям
  4. В разбивку на больших дистанциях
  5. «Первый-последним» по дистанции
  6. змейкой
  • На спуске

Самое сложное – спуск. Надо группа норовит раскатиться, растянуться. Может разъехаться в разные долины, может ждать у разных ориентиров. Очень вероятны поломки, травмы у отстающих, потому что отстают обычно из-за недостаточной техники/снаряжения.

Возможно укатывание техничного первого не туда, или на опасный участок.

  1. Всем понимать, что спуск – очень опасное предприятие
  2. Не терять из виду всех остальных участников (иногда выделяются 2ки, которые видят только друг друга, и так и уходят)
  3. Собираться всей группой в безопасных местах, вырабатывать _общеизвестный_ план спуска на дальнейший участок и придерживаться его
  4. Обязательно собираться всей группой у окончания спуска. Вперед можно отпускать лишь недалеко и только лосей (не всех!) без спец. навыков и снаряжения.
  • Построение при плохой видимости, в непогоду

Тут все просто – построение должно быть, должно быть жестким, плотной группой, с опытным замыкающим, постоянным контролем друг за другом

Выбор маршрута и состояние снега

Надо идти там, где проще и безопаснее. У каждого вида местности есть свои особенности. буранный след – обычно идет по лесной дороге. безопасен, легок, но редок и непривычен. Оч. Рекомендую.

  • Просека, лесная дорога – безопасна, но надо тропить, причем иногда глубоко. Тоже редка (поэтому буран еще реже). Простое ориентирование. Обычно можно несколько растянуться.
  • Лес – много снега, поваленные и просто присыпанные деревья, кочки и пни, каменюги, овраги, ограниченная видимость – сложное ориентирование и определение степени растянутости группы. Еще эти дурацкие снежные ямы под елками…И на спуске постоянно за деревья цепляешь…Зато леса на маршруте обычно много, в нем нет ветра. Душевно.
  • Река – обычно гораздо легче леса, почти как дорога, но надо

обходить открытую воду, опасаться закрытых снегом промоин – опытный человек впереди, соблюдение дистанций, опасаться подлипа – соблюдение листанций, осторожный обход мест с проступившей водой, не снимать лыжи где ни попадя – иначе можно угодить в воду, иногда тяжело выйти на берег, а надо… можно сломать/потерять лыжу, проломив снег/лед возможны сухие/мокрые наледи – на наледях тяжело идти на лыжах, больше на палках, а мокрые надо обходить река в широкой безлесой долине – в зависимости от ориентации реки и преобладающего ветра в ней может быть много или мало снега. растягиваться из-за опасностей не рекомендуется.

  • Некрутой склон выше ГЗЛ – тропить обычно не надо, простое ориентирование, чудесные виды. Но требуется погода, возможны выступы камней, склоны обычно пересечены долинами ручьев со всякими камнями, крутыми бортами, карнизами. Так как нет лыжни, особо не растянешься. Еще может отвалиться и укатиться вниз лыжа/санка/рюкзак.
  • По мне оч. хорошо по дороге и по склону выше ГЗЛ. Но приходится душевно ходить по лесу.

Приемы тропежки

Переставить в другое место. Тропежка – обычно по очереди, первый оттропил – отошел в сторону, пропустил всю группу. Есть мнение, что группа движется со скоростью тропящего

  1. обойти там, где нет снега
  2. по желанию
  3. на время
  4. «на ход», в т.ч. по шагам
  5. челнок – пробовал только однажды (ну, или 2 или 3 раза, вспоминать не хочется)
  6. разгруженный рюкзак – ни-за-что. Рюкзак – интимная вещь, подогнанная под рост со своими фишками и закидонами. Не отдам.
  7. заблаговременно

Приемчики для ускорения

  • Раздеть группу – реальный способ ускориться. Для этого и останавливаемся через 10 мин после выхода. Поэтому горнолыжные комбинезоны не подходят. Вообще со снаряжом проблема, вото тот же гортекс…
  • Предварительно натропить
  • Выслать группу постановки лагеря
  • Экстренная выброска барахла из палатки
  • Выход по готовности (выпускать только отстающих)

Приемчики для увеличения комфорта

  • Ночевки и обеды в хороших местах (использование наледей и домиков, лес)
  • Взять с собой хорошее место (дрова)
  • Привалы по местам, а не по времени (переход покороче до выхода на озеро, долгий переход по озеру)
  • Прохождение препятствий в нужную сторону
  • Включение в маршрут простых обзорных точек
  • Быстрое одевание/раздевание
  • Обоснованное изменение локального участка маршрута (с реки – в лес – на склон, наоборот)
  • Планирование похода – по мне, отдельная лекция на другой школе

Макротактика

  • План похода по дням
  • Состав группы
  • Работоспособность на маршруте
  • Безопасная длительность похода 25 – 30 дней
  1. Адаптация
  2. Основной
  3. Заключительный
  • Построение маршрута
  • Заброски
  • Расчет графика движения по дням

===Тактика прохождения перевалов=== – нафиг, в 2 кс макс 2х1А Чем больше смотришь на препятствие перед прохождением, тем лучше, безопаснее, проще.

Поэтому руководы начинают пялится на фотки еще в Москве, мечтают перед ними заночевать, заобедать или хотя бы привалиться. И поэтому спуск сложнее подъема (целиком не виден, «откат» затруднен)

  • Избушки
  • Дневки и отсидки
  • Распределение снаряжения
    • Распределение по весу
    • Распределение по виду снаряжения
  • Распределение продуктов

Материалы к лекции