ШОР2008. Третья тренировка. Методическое указание

Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Версия от 15:50, 6 октября 2008; Zaya (обсуждение | вклад) ()

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Цель занятия

Тренировка вырабатывает навыки непрерывного и внимательного чтения карты. Позволяет ощутить различия между разными вариантами рисовки карт.

Требования к участникам

  • Участники должны быть знакомыми с принципами составления и условными знаками используемых карт (спортивных или топографических).
  • Народ должен быть одет по погоде. Одежда должна позволять двигаться пешком по кустам, высокой траве, бурелому, оврагам, возможно, грязным участкам.
  • Нужна ручка или маркер/фломастер. Полезно иметь планшет. Компас не обязателен.

Место проведения

Лесопарк с различными формами рельефа и разнообразной растительностью. Для упражнения с картами разной рисовки необходимо наличие на район двух или более карт разных авторов и, возможно, разных лет создания.

Порядок проведения тренировки

  • Раздать карты и рассказать о том, как ориентировать карту по окружающим предетам и заметным линейным ориентирам.
  • Классическая "нитка" - каждому выдается карта, на которой обозначена точка старта, точка финиша и соединяющая их ломаная линия, проходящая на местности через различные ориентиры, по границам растительности, по тропинкам и т. п. "Нитка" должна быть спланирована так, чтобы можно было проследить ее на местности без использования компаса и азимутальных ходов. Задача участников - как можно точнее, не сбиваясь, повторить на местности все изгибы и сегменты "нитки", обращая внимание на особенности изображения на карте тех или иных объектов местности.
  • Если трасса спланирована хорошо, то даже опытный турист не сможет передвигаться по ней бегом. Участник должен постоянно чувствовать себя "точкой в карте", непрерывно осуществляя ориентирование. Если он сбивается и теряется, то должен вернуться в точку, где уже был, и где он уверен в своем местоположении (например, на старт).
  • Участики стартуют с небольшими интервалами (чтобы не толкаться на дистанции) по одиночке или небольшими группами в сопровождении инструктора. Инструктор просто наблюдает за процессом и, при необходимости, отвечает на вопросы или обращает внимание на интересные особенности, неочевидные новичкам.
  • Для повышения ценности занятия участникам можно выдать две карты разной рисовки. Если позволяет время, можно заставить пройти одну и ту же "нитку" дважды по разным картам. Если же времени мало, "нитку" можно нанести только на одной карте, дав задание участникам по мере движения наносить маршрут на вторую карту. Это сложнее, так как необходимо более внимательно вникать в суть второй карты, постоянно переключаться между двумя разными картами.
  • В конце занятия собраться в точке финиша и обсудить еще раз важные моменты тренировки, ответить на вопросы. Если маршрут наносился на вторую карту, можно собрать их и проанализировать ошибки.

Результаты

В результате занятия участники получают навык внимательного чтения карты, более глубоко усваивают тему условных знаков, знакомятся с разными вариантами рисовки одних и тех же объектов разными авторами, получают представление об устаревании карт.