Р.Березайка-р.Мста, 28 апреля - 5 мая, рук. Брендель Вадим

Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Перейти к: навигация, поиск

Классика водной школы. Это был суперский поход, с активной греблей, покатушками на лестнице, баней, пешим маршброском (в "Жадинах" живут жадины!!!).

Технический отчет о водном походе по рекам Березайка, Мста (Новгородская область). Дата: 28.04.2009-5.05.2009 Руководитель: Брендель В.М.

1. Плавсредства: байдарки КНБ, 3 экипажа, байдарка «Скаут», 1 экипаж. 2. Опыт участников: опыт сплава по рекам 1КС. 3. Уровень воды: высокий

Введение. Длина маршрута – ориентировочно порядка 170км. Маршрут планировался как классический поход на первые майские праздники. На всем маршруте наблюдался высокий уровень воды. Верховья Березайки характерны хорошим быстротоком, затем речка превратилась в один сплошной паводковый разлив, в котором очень тяжело было ориентироваться и понять где же основное русло реки. При впадении Березайки во Мсту также наблюдалась хорошая скорость течения. Мста гораздо шире, река с довольно большим расходом, скорость течения до начала порожистых участков, средняя для такого типа рек, постоянная по всей длине. Из-за необычно высокой воды, порожистые участки приобрели весьма серьезный вид, особенно для байдарочных судов. Категоричность не превышает 2КС, так как все препятствия, кроме п. Лестница прекрасно читаются с воды. Весь поход наблюдалась хорошая погода, характерно большое количество клещей (4 покусанных человека из 8.)

План похода:

28-29 апреля - 1 день: Москва-Бологое-ст.Березайка-пос.Старое ПБ (р.Березейка) Заброска осуществлялась на поезде до ст. Бологое, дальше на электричке до ст.Березайка. Стапель под мостом на поляне у деревни Березайка, начало в 7-00, отчалили в 13-00. Березайка на этом участке сначала характеризуется хорошим быстротоком и извилистостью, что позволило не опытным экипажам, поучиться получше управлять судами. Через десять минут сплава от места стапеля через реку проходит автомобильный мост. Обнос. Обед-перекус – 15-00 на красивой поляне с оборудованным столиком и скамейками. Затем река стала превращаться в сплошные разливы (очень похоже на озера в Карелии, плюс добавляется сложность в ориентировании). На стоянку встали ниже пос. Старое на ПБ. Чуть дальше в метрах 30 оказалась стоянка на порядок лучше, перетащили вещи туда. Остановка на стоянку – 21-30. Отбой – 24:00.


30 апреля – 2 день: пос.Старое ПБ – чуть ниже д.Избонши ЛБ (р.Березайка-р.Мста) Подъем дежурных – 9:00, команды 10-00. Отчалили – 13-00. Спокойная гребля по реке со слабым течением. Обед – 16-00. Перед впадение во Мсту, заметный быстроток. Встали на стоянку – 21-00. Весьма нагруженный день, команда устала – отбой 24-00.

1 мая – 3 день: чуть ниже д.Избонши ЛБ - чуть выше д.Опочно ПБ (р.Мста) Подъем дежурных – 8-30, команды – 9-00. Отчалили – 12-00. Принято решение организовать дневку не на п. Лестница как планировалось раньше, а в безлюдном месте. Для этого следовало доплыть до место, отдаленное от. п. Лестница на один переход. Для этого потребовалось совершить еще один длинный переход (первые два дня были весьма интенсивными по гребле, шли полноценным переходами, команда хорошо угреблась к вечеру, но не жаловалась). Задав высокий темп за первые два дня, мы спокойно дошли до л. Опочно, где и встали на отличной стоянке на правом берегу. Обед – 16-00

2 мая – 4 день: чуть выше д.Опочно ПБ (дневка или даже скорее радиалка) Дневка. Предпринят пеший радиальный выход до Опеченского посада (прошли порядка 25км). Ловили рыбу, загорали, отдыхали

3 мая – 5 день: чуть ниже д.Опочно ПБ – п. Ровное, пор.Лестница ЛБ (р.Мста) Подъем дежурных – 8-00, команды – 9-00. Отчалили – 11-00. За один переход дошли до порожистых участков. П. Малый характеризуется весьма ощутимой заходной бочкой под правым берегом. Шли парами байдарок, страхуя друг друга. Бочку обошли слева, затем выбирали линию движения схода, придерживаясь середины реки. Весьма ощутимые валы, больше ничего серьезного. Проходили без осмотра. П. Большой. На вид слив и бочка показали даже поменьше чем на п. Малый. В пороге тренировались каякеры. Обошли порог справа и продолжали движение по валам, линия движения – ближе к центру струи. Проходили без осмотра, парами байдарок. П. Лестница. Около порога весьма трудно зачалиться из-за большого количества народа. Осмотр – с левого берега. Порог представляет собой слив с бочкой. По большой воде бочка весьма ощутимая, опасная для байдарочных судов. Есть чистый проход под правым берегом. Ярко выраженный язык чуть подальше от правого берега. И язык менее чистый ближе к левому берегу. Суда разгружены, поставлен лагерь. 15-00 – обед. После обеда, начали прохождение порога. Было принято на каркасных байдарках порог не проходить, только на Скауте, у которого побольше объем и плавучесть. Страховка – активная, байдарка КНБ стояла за порогом в метрах 30. Страхующие экипажи постоянно менялись. Также осуществлялась страховка спасконцом, но в виду оч. Широкого русла реки в этом месте, ее эффективность крайне мала. Проходили порог по крайнему правому проходу, по правому языку. Без проблем. При прохождении порога по центру – оч, важно зайти на скорости и точно прямо. Пару раз члены команды по ошибке заходили под углом, результат – оверкиль. Оба раза страховка срабатала. Но в первом случае проходил опытный экипаж, сами перевернули лодку, залезли в нее и быстро зачалились. Во втором случае оверкиль произошел близко к правому берегу и людей вынесло на береге к месту, где стояло страховка. Окончив обкатку команды на пороге, заночевали на поляне около порога. У местных попросили организовать баню

4-5 мая – 6 день:п. Ровное, пор.Лестница ЛБ - г.Боровичи ЛБ (р.Мста)-ст.Угловка-Москва Подъем дежурных – 9-00, команды – 10.00. Отчалили – 11.30. При сплаве до Боровичей наблюдались небольшие на интересные шиверы, по большой воде, валы весьма ощутимы. П. Егла осматривали с права берега. По центру – вал с бочкой, опасный для байдарочных судов, около правого берега – впадает подземная река и мощны косой вал. Чистый проход – между центральной бочкой и косым валом. Опасность попасть на косой вал боком. Шли парами, страхуя друг друга, все прошли по намеченной линии движения, перед косым валом, нужно интенсивно развернуть судно носом на него (пройти мимо не удается), что все экипажи выполнили удачно. В г. Боровичи на большой поляне- антистапель. Приплыли – 14-00. Последняя электричка до Угловки 17-25, уехали на ней. Затем ждали поезд до Москвы. Отбыли в Москву на проходящем поезде в 1-30.

Резюме. Поход выдался весьма насушенный. В этом году (2009) наблюдался весьма большой уровень воды, что позволило избежать поломок судов с одной стороны, с другой стороны весьма хорошо потренироваться в управлении судами. Весь поход наблюдалась хорошая погода, самая большая неприятность – большое количество клещей.


P.S. На следующий день после приезда в Москву в автокатастрофе погибли Саша и Даша, вечная память ребятам. Мы вам помним и любим, всегда и везде. Жизнь бывает и вот складывается, это не честно, но это так.