ШОР2008. Практические упраженения. Азимут

Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Перейти к: навигация, поиск

Упражнение 1. Нахождение наилучшего положения руки с компасом

Упражнение выполняется во время обычных беговых тренировок и не требует специальных затрат времени

Необходимая теория

Компас подвержен наименьшим колебаниям, если рука представляет собой довольно жесткий рычаг, качающийся на плечевом суставе. При этом рука должна быть согнута в локте так, чтобы кисть руки (держащая компас) находилась вблизи азимутальной плоскости.

Кисть руки может менять положение – располагаться выше или ниже, дальше от корпуса или ближе к нему, при этом оставаясь в азимутальной плоскости.

Практика

Собираясь на обычную беговую тренировку, возьмите с собой компас. После разминки (через 10-15 минут бега) возьмите компас, как при определении азимута, и постарайтесь удерживать его в таком положении несколько минут. Старайтесь найти положение, при котором рука будет меньше уставать. Плечевой сустав должен быть по возможности расслаблен. Когда рука начнет уставать, уберите компас и перейдите к обычному бегу. Отдохнув 10-15 минут, повторите упражнение.

Упражняйтесь на каждой длительной беговой тренировке до тех пор, пока не почувствуете, что рука нашла положение, которое она быстро «вспоминает» и занимает, едва вы возьмете компас в руку; при котором она не болтается (не выходит постоянно из азимутальной плоскости); не устает быстро. Когда вы достигли желаемого результата, можно переходить ко второму упражнению.

Упражнение 2. Плавное движение руки с компасом, удерживание от резких колебаний

Упражнение выполняется во время обычных беговых тренировок и не требует специальных затрат времени

Необходимая теория

При беге человек совершает несколько шагов (три-четыре) в секунду. При каждом шаге тело человека совершает полный цикл/период колебания в вертикальной плоскости. То есть тело подвергается тряске с частотой три-четыре раза в секунду. Если рука с компасом будет двигаться по тем же законам, по которым двигается все тело человека, то компас также будет подвергаться тряске с частотой 3-4 Гц. При использовании компаса в таких условиях, его стрелка будет сильно колебаться, и определить ее среднее положение (направление на север) очень трудно даже опытному спортсмену. Кроме того, при тряске на показаниях компаса могут заметно сказаться неточности сборки прибора.

Для уменьшения частоты колебаний компаса (тряски) рука с компасом должна совершать плавные движения вверх-вниз с частотой, в несколько раз меньшей частоты шагов. Удобно использовать частоту дыхания (например, вдох – вверх, выдох – вниз).

Амплитуда движения должна быть достаточно большой, чтобы предотвращать тряску. Но по мере освоения навыка амплитуду необходимо уменьшать, чтобы облегчить пользование компасом.

Практика

Собираясь на обычную беговую тренировку, возьмите с собой компас. После разминки (через 10-15 минут бега) возьмите компас, как при определении азимута. Продолжайте бег, совершая плавные движения компасом вверх-вниз на вдох-выдох. Не допускайте тряски компаса! При необходимости увеличивайте амплитуду движений.

Выполняйте упражнение несколько минут. Когда рука начнет уставать, уберите компас и перейдите к обычному бегу. Отдохнув 10-15 минут, повторите упражнение.

Упражнение 3. Выработка мышечного навыка движения по прямой

Необходимая теория

При движении по азимуту, да и вообще при движении по местности, возможно отклонение туриста от выбранного направления, несмотря на строгое соблюдение им правил движения по азимуту. Одной из таких причин может быть рельеф. Отклонение от азимутального направления происходит за счет небольшого бокового смещения туриста при каждом шаге. При постановке ноги происходит ее смещение в более удобное, для опоры о землю, положение. При этом ноги систематически смещаются в одну и ту же сторону от направления движения.

Наиболее часто происходит следующее смещение: вверх по склону – в хорошем физическом состоянии, вниз по склону – в состоянии усталости.

Практика

Приготовьтесь к выполнению азимутального хода на склоне. Отметьте колышком (1) место начала движения. Пройдите по азимуту 20-30 метров и отметьте точку своего стояния вторым колышком (2). Не глядя на компас, пройдите еще 20-30 метров, стараясь выдерживать прежнее направление движения. Отметьте точку своего стояния третьим колышком (3). Обернитесь и посмотрите на колышки. Если все три колышка стоят на одной линии, значит вы умеете самостоятельно удерживать направление даже на склоне. Возьмите обратный азимут на место начала движения (на первый колышек). Если он отличается от вашего азимута ровно на 180 градусов, значит, вы шли точно в заданном направлении, несмотря на сбивающий фактор (склон).

Ошибка 1

Если первый отрезок пути (между колышками 1 и 2) пройден не по азимуту, значит, склон вас «увел» от заданного направления.

Ошибка 2

Если второй отрезок пути (между колышками 2 и 3) отличается по направлению от первого отрезка, значит, пока вы не способны выдерживать заданное направление без постоянной помощи компаса.

Устранение ошибок требует тщательного осмысления и анализа своих действий. Желательно проводить такую работу с инструктором или хотя бы с напарником.

Устранение ошибок

Переставьте второй и третий колышки точно в азимутальном направлении (назовем их соответственно 2' и 3'). Сделайте колышек 3' незаметным издалека (положите на землю, отметив место его постановки). При необходимости, обратитесь за помощью к напарнику или инструктору. Между первым колышком и колышком 2' поставьте промежуточные колышки через 5-10 метров.

Пройдите первый отрезок пути, контролируя себя по компасу и по колышкам. Во время движения старайтесь запомнить мышечные ощущения. Пройдя около второго колышка, продолжайте движение еще 20-30 метров, контролируя себя по компасу и по мышечным ощущениям. Старайтесь контроль по мышечным ощущениям сделать основным способом контроля. Отметьте свое новое положение колышком (он будет находиться поблизости от колышка 3' и называться, например, 3' ' ), после чего восстановите колышек 3' и оцените свою ошибку при движении.

Повторите упражнение два-три раза. Если ваша ошибка стала незначительной, повторите упражнение на другом склоне: возможно, вы не исправили ошибку, а просто выучили склон наизусть и подсознательно выдерживаете заданное направление не по азимуту, а по памяти.

Упражнение 4. "Квадрат"

Упражнение направлено на выработку навыков передвижения по прямой и развитие глазомера (умения проходить равные отрезки пути).

Практика

На открытом ровном пространстве выбирается стартовая точка. Можно отметить ее небольшим колышком, незаметным издалека.

Взяв из стартовой точки азимут 0 градусов (на север), пройдите 100 метров.

После этого возьмите азимут, ортогональный предыдущему. Например 90 градусов (на восток). Пройдите такое же расстояние. Снова возьмите ортогональный азимут - 180 градусов. Пройдите отрезок в этом направлении, а потом последний отрезок - в направлении 270.

Если азимуты брались и выдерживались точно, а отрезки были одинаковы, то в итоге вы должны выйти в стартовую точку. При этом на местности вы пройдете по квадрату.

Завершив движение, отметьте это место и измерьте отклонение от точки старта. Если отклонение меньше 5 метров - отлично. От 5 до 10 - хорошо.

Можно усложнить упражнение, превратив квадрат в ромб или трапецию. При этом азимуты движения не ортогональны, а идут под 45 градусов.

Для проведения тренировки варианты заданий заранее записываются на карточки и выдаются участникам. После прохождения своих вариантов, участники обмениваются карточками и выбирают новую точку старта. Вот пример некоторых наборов азимутов. Можно придумать и еще =).

Варианты "Квадрата"

Вариант

Азимут1

Азимут2

Азимут3

Азимут4

1

0

90

180

270

2

10

100

190

280

3

20

110

200

290

4

30

120

210

300

5

40

130

220

310

6

50

140

230

320

7

60

150

240

330

8

70

160

250

340

9

80

170

260

350

10

45

135

225

315

Варианты "Ромба"

Вариант

Азимут1

Азимут2

Азимут3

Азимут4

1

45

100

225

270

2

55

100

235

280

3

65

110

245

290

4

75

120

255

300

5

85

130

265

310

6

95

140

275

320

7

105

150

285

330

8

115

160

295

340

9

125

170

305

350

10

135

180

315

0

Варианты "Трапеции"

Вариант

Азимут1

Азимут2

Азимут3

Азимут4

1

315

0

45

180

2

335

20

65

200

3

355

40

85

220

4

15

60

105

240

5

35

80

125

260

6

55

100

145

280

7

75

120

165

300

8

95

140

185

320

9

115

160

205

340

10

135

180

225

0

Варианты равностороннего "Пятиугольника"

Вариант

Азимут1

Азимут2

Азимут3

Азимут4

Азимут5

1

72

144

216

288

0

2

77

149

221

293

5

3

82

154

226

298

10

4

87

159

231

303

15

5

92

164

236

308

20

6

97

169

241

313

25

7

102

174

246

318

30

8

107

179

251

323

35

9

112

184

256

328

40

10

117

189

261

333

45

В упражнении "Трапеция" первые три отрезка имеют равную длину Х (например, 100 метров), а последний равен Х+Х*Sqrt(2) ~ 141 метр.

В остальных упражнениях все отрезки имеют равную длину. Для облегчения задачи расстояние можно задать не в метрах, а в парах шагов. Отслеживать равенство пройденных отрезков "на глазок" и проходить при этом заданное число метров на первых занятиях будет непросто. Для этого нужно развивать глазомер и накапливать опыт оценки расстояний.