Отчет о вело-ПВД Александров-Киржач-Усад (13 июля 2008)

Автор: Зайцев Андрей, 18.07.2008 04:00
Просмотров: 6067

В прошлые выходные прокатились по замечательным местам. Песчаные дорожки, прохладная вода речек, палящее солнце и высокая скорость никого не оставили равнодушным.

Cпасибо всем участикам за стойкость, за позитив и за компанию.

Читайте отчет. Киржач - сила!

Идея похода

Идея прокатиться вдоль Киржача по вектору Александров – Покров давно уже витала в воздухе. И вот, передумав по ряду причин ехать в дальнюю Мещеру, я собрался осуществить эту задумку.

Изучив отчеты Валентина Гвоздева и покумекав над картой, быстро набросал маршрут, проходящий преимущественно по грунтовым дорогам. Некоторые участки мне уже были известны по былым прогулкам на лыжах и велосипеде. Но в основном – незнакомые мне места, что собственно и привлекало.

В итоге маршрут получился отличным. Жаль только, что пройти его полностью в запланированном варианте не удалось. Почему – читайте дальше.

Фотки Вадима Зудкина.
Фотки Андрея Зайцева.

Заявленная нитка

Александров - Сорокино - Коведяево - Зеленцино - Рыкулино - Махра - ур. Полосино - Дубровка - Ельцы - Киржач - Кр. Октябрь - Трохино - Никифорово - Финеево - Песьяне - Кашино - Санино - разобр. УЖД - Килекшино - Гостец - Масляные Горочки - оз.Белое – Покров.

Пройденная нитка

Александров – Маяк – Федоровское – Бол. Шимоново – Мал. Шимоново – Гавшино – Дубки – Старово – Бельково – Горка – Семеновское – Малиново – Махра – ур. Полосино – Дубровка – Ельцы – Юрцово – Киржач – Кр. Октябрь – Полутино – Трохино – Никифорово – Финеево – Санино – Кр. Луч – Гнездино – М-2 – р. Киржач – пл. Усад.

Трек. (110 км) (участки Кр. Октябрь - Финеево и М2-Усад нарисованы вручную).

Описание маршрута

Объяву о покатушке, которую я вывесил на сайте Турклуба и клуба 3х9, без моего ведома растиражировали на Веломании. В итоге накануне мне стала звонить куча незнакомого народу. Да и знакомых бойцов тоже собралось немало. В итоге в покатушке участвовало аж 20 человек, что для маршрута с таким километражем все-таки многовато. Группа в 7-10 человек гораздо мобильнее. И хотя среди участников не было откровенных тряпок, но наш паровоз временами сильно растягивался, заставляя на поворотах и развилках останавливаться и ждать последних. Ну и всякие там купания-магазины тоже сильно затягиваются, когда количество народа переваливает критическую массу.

Ни в коем случае при этом не хочу сказать, что жалею, что собралось столько участников. Наоборот, всегда здорово познакомиться и пообщаться с новыми людьми. Так что, надеюсь, что мы еще не раз увидимся в будущих походах!

Закупившись в магазине, стартуем  от вокзала в Александрове. По дороге через город выезжаем к Свято-Успенскому Монастырю [MONAST]. Многие давно уже мечтали посмотреть на него, поэтому делаем остановку, оставляем велики у входа под стеной монастыря и минут 15 гуляем внутри, любуясь соборами, колокольнями и золотыми куполами. Красиво! Внутри несколько музеев, но нам сейчас не до них, пора скорее ехать дальше.

Быстро выезжаем из Александрова по дороге, ведущей в Кольчугино. Через пару километров сворачиваем вправо на второстепенную дорогу в сторону Вязьмино. В первом же подходящем лесу – долгожданная зеленая отановка. Затем снова садимся в седла и резво крутим по пустынному асфальту через Маяк и Самарино. Солнце припекает, на небе ни облачка, ветер встречный.

Перед мостом через Малый Киржач [MOST1] сворачиваем направо на асфальтированную дорожку на Федоровское. Поворот малозаметный, легко проскочить.

Асфальт отличный, катим через пахучий хвойный лес, быстро проскакиваем Федоровское. Дальше дорога по-прежнему замечательная. На карте обозначен скотный двор, но никаких намеков на него нет, кроме поросшей бурьяном стопки бетонных ферм, сложенных у дороги. То ли не построили, то ли разобрали.

Асфальт приводит к деревне Большое Шимоново. Там дорога заворачивает налево и под горочку, а мы сворачиваем вправо на грунтовку, ведущую через поле дальше. Дорога не подарок – бугристая. По ней попадаем в Малое Шимоново. Проезжаем небольшую деревушку насквозь. Прямо продолжается тропа, но она, говорят, спускается в пойму реки, и проехать по ней трудно. Поэтому за последним домом с характерной белой кирпичной башней нужно резко свернуть вправо. Дорога тоннелем протыкает плотный березняк, вскоре опять загибает налево. Через старую вырубку доходит до леса и продолжает прекрасной песчаной грунтовкой. Ехать – одно удовольствие. Вскоре дорога, сделав петлю серпантина вправо, пересекает глубокий овраг. [OVRAG1] Выбравшись на другую сторону, попадаем на поле к деревне Гавшино. Дорога огибает деревню по околице справа, затем заворачивает левее и входит в деревню с противоположного края. Не въезжая в нее, соскакиваем на грунтовку, ведущую дальше на юг.

Опять прекрасная лесная грунтовочка, которая спускается вниз к Малому Киржачу. Выезжаем на Т-образный перекресток. [T-1] Налево дорога идет к реке и броду, на другой стороне – Романовское. Мы сворачиваем направо. Преодолеваем крутой подъем, дорога под прямым углом cворачивает налево и вдоль опушки леса приводит к деревне Дубки. Оставляем дома слева и катим по полевой грунтовке, которая вскоре  выводит на грейдер Карабаново-Романовское. Там встречаемся с еще одним участником, приехавшим из Орехово-Зуево в Карабаново на электричке по Окружной дороге.

Немного передохнули, и покатили по грейдеру на восток. Грейдер довольно ровный, укатанный. Группа сгоряча улетела вперед на мост через Малый Киржач. [MOST2]  Но, не доезжая метров 200 до моста, вправо уходит дорога на Старово, нам туда. Кстати, дорога из Дубков, показанная на карте, тоже есть, имеет смысл ехать по ней, чтобы не делать небольшой крюк и не ехать по грейдеру.

Дорога до Старово очень понравилась. Она идет через густой лес по самому краю высокого берега, круто обрывающегося к реке. Затем выводит на поле. Преодолев подъемчик, въезжаем в деревню. Проезжаем по улице до конца, за деревней надо немного принять влево, и лего находится дорожка через поле в сторону леса. Ведет она в сторону станции Бельково.

Это был, пожалуй, один из самых классных участков пути. После входа в лес, дорожка превратилась в тропу, ведущую вдоль старой лесной дороги. По сторонам – прекрасный лес, тропа ровная и гладкая, катить одно удовольствие. Метров через 700 снова началась грунтовка, которая вывела на поле. Вдоль дороги стоит ряд больших берез. Километр через поле, и мы выскакиваем на асфальт. Едем налево. Проезжаем ж/д переезды с Окружной дорогой, а также однопутной не электрифицированной веткой на Иваново.  [PEREEZD] Справа видны станционные пути Бельково. Кстати, летом сюда, можно приехать на прямой электричке с Курского вокзала.

Проезжаем Климово. Сразу за последними домами вправо отходит грунтовочка, по которой можно (и нужно) срезать асфальтовый угол. Но я поздно это сообразил, и мы доехали до перекрестка, а там уже свернули вправо на асфальт в поселок Горка.

На въезде в поселок, слева от дороги построена новая церковь. Как раз сюда и выходит та самая грунтовка.

Минуем поселок, быстро катим вниз под горку, выезжаем на мост через реку Шерна. [MOST2]  Свернув с шоссе влево, спускаемся вниз к реке и устраиваем небольшой привал с купанием. Вода прохладная и глинисто-коричневая после дождей, течение сильное, берега крутые, заход неудобный.  [SWIM1]

Один из участников сильно порезал большой палец на ноге и стопу битым стеклом. Рану промыли водой, кое-как сделали перевязку. Пришлось ему отправиться обратно в Бельково и эвакуироваться на электричке. Печально…

(Позже в травмпункте раны обработали и даже выписали больничный.)

Выбравшись обратно на шоссе, свернули с него в деревню Семеновское. Я нечетко запомнил описание. Нужно было через 150 метров от шоссе свернуть с деревенской улицы влево на тропинку, и по ней попасть на нужный проселок. Вместо этого мы весело проехали деревню насквозь. В конце деревни оказалось маленькое кладбище и овраг.  [OVRAG2] Свернув за последним домом налево, по слабой дорожке мы обогнули верховья оврага. После этого дорожка сильно забрала вправо, явно спускаясь вниз к Шерне. Влево уходила просека, по которой вела тропа. В надежде подсечь дорогу, поехали по ней. Но ехать не получалось, через каждые 20 метров поперек лежали сосновые бревна. Тропинка продолжалась, старая дорожка стала загибать левее. Мы шли через красивый и дремучий ельник. Когда-то дорожа была неплохая, ее бы почистить…

Через 500 метров ковырялова стало ясно, что пора выбираться отсюда. Дорожка с тропой продолжалась и дальше, но навигатор показывал, что вскоре мы выйдем на берег Шерны.

К счастью, нашлась просека, ведущая перпендикулярно влево. [PROSEKA]  По ней тоже шла заметная тропинка. Потащили велики, а затем и поехали по ней. По пути немного подкормились черникой и земляникой, пока растянувшаяся группа подтягивала хвост. Через 300 метров просека вывела на хорошую лесную грентовочку, по которой мы весело покатили в нужную сторону. Очень красивая дорожка, по сторонам – сказочный лес.

Вскоре мы выскочили на основную песчаную дорогу, [ROAD]  которая через полкилометра вывела на поле к деревне Малиново. Сворачиваем направо в деревню затем налево снова на лесную грунтовку, которая, протыкая перелесок, выводит на следующее поле к Афанасово.

Проезжаем мимо дачных участков, за полем дорога раздваивается, сворачиваем направо. Через лес круто спускаемся к ручью, за ручьем небольшая свалка. Взбираемся наверх и въезжаем в деревню Махра. Свернув вправо на главную улицу, попадаем к монастырю.

По асфальтовой дороге вдоль монастыря доезжаем к пруду и купаемся прямо с плотины.  [SWIM2] Часть группы в поисках родника уехала чуть дальше и по наводке местных обнаружила отличный источник с оборудованной купальней. Найти этот родник непросто, нужно, миновав плотину пруда, свернуть направо, а затем сделать несколько поворотов по узким проходам между деревенскими домами. Лучше спросить у местных. [RODNIK]

Закончив купания, вернулись обратно к магазину возле входа в монастырь. Закупившись мороженным, двинули дальше. Проехав в обратную сторону по знакомой улице с гигантскими лужами, никуда не сворачивая выезжаем из деревни. Дорога приводит к лесничеству, загибает налево. [LESNIK]  Справа от дороги небольшой прудик. Тянет искупаться, но уже некогда.

За прудом основная дорога идет прямо в сторону Афанасово, а мы сворачиваем вправо на грунтовку, идущую краем поля. Правее за деревьями угадывается старая дорога, но по полевой дороге идет свежий след. Доезжаем до угла поля. Перпендикулярно направо в лес входит хорошая грунтовка, но мы ломимся прямо. Попутал свежий след. Но дорога оказалась всего-навсего просекой, и через 250 метров след закончился возле большого завала. [TUPIK]  Возвращаемся на поле и сворачиваем в лес на ту грунтовку. Она вскоре выводит на нужную нам дорогу. Быстро катим через лес. Встречаются глубокие колеи с водой и большие лужи, но все их можно объехать сбоку или штурмовать напролом.

Останавливаться не хочется – сразу начинают доставать крылатые кровососы. Но народ сильно растягивается, приходится невольно делать остановки.

Через три километра выезжаем на поле урочища Полосино. Оно засеяно, дороги напрямик нет. Проезжаем по колее вправо до угла поля, но оказывается, что по опушке идет глубокая грязная тракторная колея. Ехать по ней невозможно, приходится катить параллельно. Так что следовало, никуда не сворачивая, пересекать поле прямо посередине, держа курс на островок деревьев в центре поля.  [OSTROV] Поле ровное, так что это вполне реально.

Выбрались к островку, оттуда дальше пошла нормальная грунтовка, которая в конце поля превратилась в хороший подсыпанный щебнем грейдер.

Выкатили в Дубровку на асфальт. Там на автобусной остановке присели подождать отстающих и дать им немного прийти в себя.

Катим по асфальту через Ельцы и Юрцово. Движение вначале слабое, но с приближением трассы на Киржач машин становится все больше. Шоссе, ведущее с бетонки в Киржач очень оживленное и неприятное. Проехав по нему километр, въезжаем на эстакаду через железную дорогу.  [ESTAKADA] Эстакада плавной дугой спускается вниз, делаем левый поворот и въезжаем под нее. Крутим по сильно загруженному шоссе в сторону микрорайона Красный Октябрь. У первого же подходящего магазина останавливаемся, давно пора заправить баки.

Проехав еще немного по шоссе, собираемся сворачивать влево на дорогу в Красный Октябрь. С развилки виден мост через реку Киржач. [MOST4]  На этом месте прощаемся с тремя участниками, которые решили немного схалявить и ехать по шоссе напрямик.

Переехав по мосту полноводный Киржач, доезжаем до поселка. На первом же перекрестке сворачиваем направо, едем через поселок в его дальний до самого конца, затем поворот налево – попадаем на площадь с памятником мужикам, несущим вентилятор, потом еще пара поворотов, и мы приезжаем в дальний юго-восточный угол поселка. Левее гаражей в лес уходит широкая шебнистая дорога.  [GAR] Едем по ней. По задумке хотелось найти дорожку вправо, прямиком ведущую через лес до деревни Трохино. Но этот проход, если он и существует, надо искать. А нам уже некогда.

Дорога приводит в Полутино. Дорога, на заходя в деревню, по околице ведет к следующему лесному участку. Грейдер стал похуже, много луж и глубокие колеи, но терпимо.

Приехали в Трохино. Сворачиваем вправово на разбитую деревенскую улицу. За деревней дорога становится еще хуже – канавы, грязь. Дотягиваем до леса. Там Т-образный перекресток.  [T-2] Если ехать направо – это та самая дорожка в Красный Октябрь, с этой стороны бы по ней проехать…

А нам налево – в Никифорово.

Снова ждем последних, проклиная жару и слепней, которые только и ждут, когда мы остановимся, чтобы сразу вонзиться…

Дорожка великолепная. Кое-где подсыпана мелкой щебенкой,  изредка попадаются участки глубокого песка, но после дождей проезжаем их легко. Без больших луж тоже не обходится, но впечатления они не портят. Исключительно приятный грунтовый участок. Жалко только, что короткий.

В Никифорово сворачиваем направо, спускаемся вниз в пойму Киржача, и под палящим солнцем едем по тряскому неприятному грейдеру к мосту. [MOST5]  Перед самым мостом свернули вправо на грунтовку и, проехав метров 300, остановились передохнуть на берегу реки. Место просто шикарное – высокий песчаный берег, сосновый лес наверху, стремительная и прохладная река. [SWIM3]

Искупались, перекусили, передохнули. Дима починил порвавшуюся перед самым привалом цепь. Решаем сокращать маршрут и выезжать напрямик в Усад, так как иначе мы рискуем не успеть ни на какие электрички.

Вернувшись к мосту, переправились через Киржач и покатили дальше. Грейдер вскоре вывел на окраину Финеево, и мы выкатили на шоссе, ведущее на юг. Асфальта тут нет, а только все тот же грейдер из белой щебенки. Ехать быстро можно только по обочине.

На наше счастье движение на этом участке слабое, машины проезжают и пылят редко.

Ветер попутный, дорога понятна, поэтому ускоряемся. Едем в основном по открытым местам, солнце припекает. Хорошо еще, что облака появились…

Доезжаем до Санино. Слева от дороги – красивая церковь. От этого места начинается бетонное покрытие. Старое, но довольно хорошее. А еще через пару километров начинается свежеуложенный на бетонку асфальт. Судя по дорожным работам, скоро его дотянут и до Санино.

Возрадовавшись асфальту, врубаем скорость за 30 км/ч. Одна за другой сменяются придорожные деревни: Родионово, Красный Луч, Ветчи… Дорога идет красивыми сосновыми лесами. Машин почти нет, асфальт отличный.

Делаем остановку возле магазина в Гнездино. Потом еще один шустрый перегон до шоссе М-2. Выстроившись свиньей, перебегаем магистраль. Проехав 500 метров по обочине, переезжаем по мосту Киржач [MOST6]  и сворачиваем вправо на грунтовку. Дорога грязноватая, много луж и жидкой черной грязи. Дорожка ведет вдоль реки через сосновый лес. Пересекаем несколько ЛЭП и устраиваем финальное купание в Киржаче. [SWIM6] Место хорошее, высокий песчаный берег. Но народу многовато.

По готовности выезжаем дальше, грунтовка приводит прямиком на окраину поселка Городищи. Успеваем слегка закупиться в магазине и торопимся на платформу Усад.  [USAD] До электрички уже остаются считанные минуты.

Народ усталый, но довольный, некоторых сильно нахлобучило жарой и быстрым тепом. Без проблем грузимся в электричку из Петушков и отбываем в Москву.

Выводы и рекомендации

Пройден отличный маршрут. Полностью рекомендую его к повторению с учетом наших небольших ошибок. Особенно удачна первая часть – по красивым грунтовым и пустынным асфальтовым дорожкам вдоль Малого Киржача и Шерны, а затем от Махры до Киржача.

В сам город Киржач заезжать мы не стали, да это и не планировалось. Хорошо бы было вообще избежать езды по оживленным шоссе в этом районе, но объехать Киржач по грунтам невозможно, поэтому участок через окраины Киржача неизбежен.

Хочется все же изучить уголок к северу от Покрова. Для этого надо либо снова стартовать из Александрова и быстро ехать через Карабаново и Махру, либо делать старт в районе Электрогорска. Это позволит побольше времени выделить на прохождение сомнительных участков по разобранным узкоколейкам среди болот.

Надеюсь еще прокатимся по этим местам.

Участники группы

Петров Александр

Зудкин Вадим
Антонина
Шерифзянов Рустам (aka Riff)