Отчет о соло-велоброске Шатура-оз.Смердячье-Иколдино-Костерево (10 августа 2008)

Автор: Зайцев Андрей, 21.08.2008 04:00
Просмотров: 5781

Я уже давно собирался побывать на озере Смердячем и посетить места к востоку от тракта, ведущего из Мишерони мимо оз. Кендур в Костерево. Район западнее мной уже неплохо изучен, а вот возле речки Поли я пока еще не бывал.

Обстоятельства сложились благоприятно, и я решил прокатиться по новым для себя местам. Заодно я собирался помочь в постановке дистанции для мультигонки Осенний марафон и пообещал поставить пару отдаленных КП. Ну и в добавок, хотелось поискать несколько тайников игры Геокешинг.

И вот что из этого вышло...

Идея похода

Итак, маршрут с юга на север, из Шатуры в Костерево, через Мишеронь, озеро Смердячье, урочища Иколдино и Селище, а дальше - как получится.

Планируя маршрут, я собирался кроме всего прочего, также разведать брод через Клязьму, чтобы переправиться на левый берег в районе впадения Поли и проехать в Костерево к северу от Клязьмы. В расчете на это, даже взял с собой надувной матрас, чтобы можно было переправить велосипед.

В общем, планов было громадье. Большинству из них суждено было сбыться.

Нитка маршрута

Шатура – Керва – ур. Треугольник – Соколья Грива – Власово – оз. Власовское (Карповское) – Гармониха – Мишеронский – мост УЖД через р. Поля – оз. Смердячье – ур. Селище – ур. Иколдино – ур. Мишунино – оз. Глушица – р. Клязьма – р. Большая Ушма – Костеревский грейдер – пл. Костерево. (100 км)

Трек маршрута.
Фотогалерея.

Описание маршрута

На ранней электричке приехал в Шатуру. Погода – солнце сквозь дымку. Впечатлила крытая пешеходная галерея, ведущая от ж/д станции через лесок к автовокзалу.

В магазине закупился водой, развожу изотоник. Качу по главной улице поселка, любуюсь кирпичным Ильичем на фасаде дома и местными алканавтами. Шатура – неслабый городок, много светофоров и машин.

Слева заметил центральную площадь с памятником Ленину. Проехав немного дальше, перед ж/д переездом сворачиваю налево. Дорога приводит к проходной Шатурской ГРЭС, расположившейся на берегу озера Черное. Дальше не проехать. Приходится свернуть налево, и, заложив петлю, выезжать на шоссе, которое идет из Шатуры слева от Черного. Видимо, правильнее было  ехать мимо памятника Ленину, чтобы попасть сразу на это шоссе.

Дорога идет по перемычке между двух больших озер – Святое слева, Муромское справа. Асфальт отличный, скорость высокая. Вскоре доезжаю до моста через протоку между Святым и озером Белое. Вернее, здесь целых два моста. Параллельно автомобильному справа расположен старый бетонный мост, по которому проходит полотно узкоколейки. Рельсы на месте, и заметно, что по ним время от времени ездят поезда. Это пока еще возят торф на ГРЭС.

Еду по грунтовочке между асфальтом и линией УЖД. Вправо отходит насыпь бывшей ветки на Черную Гриву и Туголесье. Рельсов тут давно нет, по насыпи идет грунтовка, ведущая в дачный поселок. Немного прокатился по ней и вернулся на асфальт.

По прямой как стрела дороге прилетел в поселок Керва. На главной площади – облезлый памятник Ленину, сразу за ним – переезд через УЖД. Дорога за переездом ведет в Черную Гриву.

Главная дорога продолжается вдоль путей на север. Метров через 100 после переезда справа от дороги на путях стоят два состава из торфовозных вагонов (штук по 10 в каждом). Еще один состав  валяется рядом в траве, перевернутый кверх ногами. Тележки уже сняты.

 

Рядом с разъездом – локомотивное депо. Ворота закрыты на замки, но заметно, что жизнь внутри еще теплится – в щель видно горящую лампочку, пахнет свежим мазутом. На многочисленных вспомогательных путях стоит кое-какая техника.

Пофоткав все эти раритеты, возвращаюсь на асфальт и вкручиваю дальше на север.

Через полтора километра сворачиваю вправо. Чуть не проскочил нужную точку, хорошо, глянул вовремя в ЖПС.

Грунтовка, перевалив пути железки, отходит перпендикулярно от шоссе вглубь болот по насыпи от бывшей торфовозки.

Вначале все безоблачно. Отличная ровная грунтовочка по березовому лесу, по сторонам цветочки и грибнички.

Но буквально через полкилометра халява закончилась. Дорога исчезла, дальше по насыпи вела тропа, которая постепенно становилась все хуже и хуже. Стало понятно, почему. По обеим сторонам потянулись горелые болота. Давний пожар выжег корни больших берез, и они попадали поперек насыпи. В итоге приходилось буквально через каждые 2-3 метра перешагивать через стволы и перетаскивать велосипед. После получаса таких упражнений я чуть не вывихнул плечо. А дорога становилась все труднее. Тропа почти исчезла. Кое-где выгоревший из-под насыпи торф оставил глубокие ямы. Высокая трава скрывала их, так недолго и ноги поломать. Вдобавок появился густой кустарник, мешавший протаскивать велосипед.

Короче, скорость упала почти до нуля, а время и силы стремительно улетучивались… И это в самом начале маршрута! По сторонам до горизонта простирались унылые пейзажи выгоревших болот, заваленных сгоревшим лесом. Я забрался в самое сердце Петровско-Кобелевских торфоразработок. От мысли о том, чтобы двигаться по ним напрямик без дороги делалось не по себе.

Не было никаких гарантий, что дорога, на которую я стремился попасть, ведущая на север из Черной Гривы,  не завалена точно так же. Поэтому уже решил, если что, сворачивать на юг в Гриву и оттуда выезжать обратно в Керву, чтобы потом по асфальту рвануть дальше на север.

Наконец, с грехом пополам добрался до развилки насыпей. Еле заметная тропка свернула вправо, и я тоже пошел по ней, так как ломиться дальше по заросшей насыпи не было уже никакого желания.

Тропинка стала получше, появились даже пропилы в некоторых бревнах. И вот вдруг я выскочил на отличную грунтовку. Ура! Сразу же позорные мысли о возвращении в Керву были отброшены. Еду дальше по плану.

(В итоге, на преодоление участка в 3 км я потратил 40 минут и уйму сил.)

Грунтовка из Черной Гривы неплохая. Не очень ровная, правда, постоянно качает, как на волнах. Но грязных мест почти нет, проехать можно в любую погоду. И песок не вязкий. По сторонам – специфические пейзажи, болотный хаос до горизонта в любую сторону.

Урочище Треугольник не впечатлило. Справа подошла слабая грунтовка, налево тоже ушел какой-то следок. Но дороги эти, скорее всего, тупиковые. Моя грунтовка, сделав кивок влево, снова повела четко на север. По сторонам появилось множество маленьких озер. Черная болотная вода, зеленая трава и белые стволы берез в сочетании выглядят очень эффектно. Жалко, некогда как следует пофотографировать.

Перед выездом на дорогу из Долгуши в Соколью Гриву справа и слева большие озера. Есть отличные места для пикников, тут рыбацкие стоянки. Только проехать сюда сможет не всякий внедорожник – на въезде глубоченные лужи с черной грязью.

Выскакиваю на широкий и ровный грейдер. По нему ездит множество рыбаков на окрестные озера. В сухую погоду тут, наверное, очень пыльно…

Быстро проезжаю до края торфоразработок, дорога входит в нормальный лес. После поворота влево попадаю на открытое место. На развилке еду по правой дороге. Тут когда-то находился поселок Соколья Грива. Об этом уже почти ничего не напоминает – лишь стоят слева от дороги несколько старых яблонь с крупными яблоками, да виднеются по правую руку руины какого-то небольшого кирпичного строения.

Дорога снова ныряет в перелесок. Справа от дороги, метрах в 50 замечаю какой-то обелиск. К нему даже нет тропинки – подхожу через кусты и высокую траву. Памятник из кирпича огорожен гнилым деревянным заборчиком. На щите надпись выгоревшей краской: ПАМЯТЬ воинам, погибшим в годы войны 1941-45. А под ней проступает надпись, сделанная на щите раньше: Орган народного контроля петровского торфопредприятия.

Мимо памятника проходит сильно заросшая аллея. Можно только догадываться, как это место выглядело раньше…

Еду дальше и метров через 200 выезжаю на поле. Слева в зарослях заброшенного сада видны несколько разваленных изб, оттуда приходит дорога. Основная дорога продолжается прямо, на север. А вправо через поле тоже ведет хорошая грунтовка. Сворачиваю на нее. На опушке стоят несколько больших красивых сосен, прямо, Шишкинский пейзаж!

В дальнем восточном углу поля дорога входит в лес. Становится мокро – черная липкая грязь. Затем дорогу пересекает разобранная узкоколейка – ветка, которая вела с торфоразработок к железной дороге широкой колеи. По насыпи идет грунтовка, шпалы валяются по обочине.

Вскоре дорога выводит меня к переезду через ж/д ветку на Мишеронь. Сразу за переездом – развилка. Еду по правой дорожке. Очень симпатичный участок, по сторонам – хороший сосновый лес. На дороге многочисленные большие лужи, но их легко можно объезжать по боковым тропинкам.

Вскоре нагоняю УАЗик. Моя скорость в лесу выше, так как я объезжаю лужи, а он осторожно их форсирует. Вскоре дорога выводит к здоровенной луже. Обхожу по краю и жду появления машины, чтобы сфоткать, как она будет переплывать водную преграду.

УАЗик отважно ринулся в коричневую воду и, загребая всем четырьмя колесами, легко выбрался на сухую дорогу. Да, эта машин создана для таких дорог…

Еще немного качу наперегонки с УАЗом, потом грунтовка выходит на асфальт в село Власово. По главной дороге доезжаю до церкви. Прямо перед ней сворачиваю с шоссе влево на проселок. На входе в лес – развилка. Дороги расходятся веером. Справа видна часовенка  - там родник. Вода прозрачная, с отчетливым сероводородным привкусом. Пить ее не стал, зато ополоснул цепь и звездочки от песка.

Дорога, ведущая прямо (и выходящая на нее дорожка от родника) приводит к озеру Власовское. Немного не доходя озера приходится пересекать сырое место, а сразу за ним дорога делает поворот вправо и выходит на поле, а к озеру тут можно спуситься по тропе. Есть подход к воде, но купаться неудобно.

Я хотел найти тайник, но сразу не разобрался, какая дорога мне нужна. В результате вернулся к роднику и попробовал дорогу, идущую влево. Но она вскоре свернула на запад и повела в какие-то болота. Пришлось вернуться и снова проехать по дороге к озеру. На этот раз я сразу после сырого места свернул на лесную дорожку, отходящую влево, в направлении на запад. Она то и привела меня через 250 метров к нужному дереву. Дорога эта, кстати, обходит озеро с запада. Само озеро лежит глубоко внизу справа. Места вокруг симпатичные, вполне можно найти подходящее место для стоянки. И народу почти никого – подъезд все же непростой.

Возвращаюсь обратно на асфальт и кручу до поворота на Гармониху. По полевой грунтовке объезжаю деревню слева и собираюсь въехать в лес на грунтовку, ведущую в Лемешево. Но, видимо, мне нужно было попадать на эту дорогу из самой деревни. А я обошел слева забор крайнего дачного участка, вплотную примыкающего к лесу. Дальше в лес уходила еле заметная лесная дорога со слабой тропинкой. Пошел по ней, вскоре следы почти совсем пропали, а через 300 метров я подсек неплохую лесную дорожку. Если бы поехал вправо, возможно, выскочил бы на верную дорогу в Лемешево. Но я решил забрать левее, чтобы выйти назад на асфальт. Но дорога пошла параллельно шоссе и вскоре завела в мшистое лесное болото. Колея отлично читалась, но ехать было невозможно. Пришлось по колено в воде топать через болото. Вспугнул грибничка, который мне посочувствовал. Постоянно слева слышен был шум шоссе, и я стремился поскорее на него попасть. Вскоре дорога действительно вывела обратно на асфальт.

С ветерком докатил до переезда через узкоколейку Северная Грива – Бакшеево. Свернул налево и по отличной тропинке вдоль путей пульнул до пересечения УЖД с веткой на Мишеронь. В этом месте – интересный железнодорожный перекресток: две железки пересекаются под прямым углом.

Вдоль широкой колеи на юг тоже шла хорошая тропинка, так что на этом участке вполне можно проехать на велосипеде вдоль путей. Дальше на север ветка входит на территорию стекольного завода. Видны какие-то корпуса и бетонные руины.

Я поехал по тропинке через лес в поселок Мишеронский. Тропика грязноватая, перед самым поселком – сыро. Зато там я попал на новеньки асфальт, по которому вмиг домчал обратно на шоссе.

Проткнув поселок насквозь, мимо пожарной вышки въезжаю в лес по широкой грунтовке. Мимо гоняют пацаны на мотоциклах. Через 400 метров от окраины поселка слева от дороги находится братская могила венгерских военнопленных, работавших на торфе после войны. Поблизости нахожу еще один тайник. Общаюсь с коллегой-байкером и еду обратно в поселок. Там сворачиваю на дорогу, ведущую в Лемешево. За поселком это широкая ухабистая грунтовка. Доехав до УЖД, сворачиваю на тропинку вдоль рельсов.

Везде тропа вдоль узкоколейки хорошая, позволяет держать высокую скорость. Только время от времени приходится уворачиваться от веток кустов, плотно растущих вдоль полотна. Быстро доезжаю до моста через Полю.

Метров через 300 после моста сворачиваю влево на хорошую грунтовку, пересекающую УЖД. Она вскоре приводит на поляну в месте, где в Полю впадает ручей Болотный. Дальше пути нет, дорога сворачивает назад и ведет вдоль ручья. Вскоре она выскакивает на торную грунтовку. Я знаю, что эта дорога ведет к ЛЭП вдоль р. Воймега и затем выводит к оз. Смердячьему. Но я хочу попробовать другой вариант. Поэтому сразу за мостом через ручей сворачиваю влево на менее заметную, но хорошую грунтовку.

Просто отличная дорожка. Она ведет параллельно Поле, пересекает несколько сырых мест, но в основном везде можно быстро и без проблем ехать. По сторонам – красивый лес. В конце концов через 3 км она вывела на высокий берег Поли. Прекрасное место для стоянки. Метров через 300 справа подошла дорога – сворачиваю на нее и доезжаю до озера Смердячье. Быстро нахожу там еще один тайник, затем еду дальше по дороге вдоль озера и нахожу дорожку влево, которая выводит к рыбачьей стоянке. Тут, пожалуй, единственное место на всем берегу, где можно без проблем спуститься к воде. Ставлю тут первый из двух КП.

Немного посидел на высоком валу над озером. Отчетливо видно, что озеро действительно метеоритного происхождения. Место очень специальное. Но воду из озера брать не хочется, да и купаться не тянет.

Начинает накрапывать мелкий дождик. Собираюсь дальше, времени уже полно, а до финиша еще пилить и пилить…

Вернувшись на грунтовку, еду по ней дальше на восток. Впереди показалась старая вырубка, дорога идет туда, а я сворачиваю налево на дорожку, ведущую к броду через Полю. По этой дороге не ездят, так как она пересекает ручей, вытекающий из озера. Эту воду пить тоже совсем не тянет – болотная и ржавая.

Выезжаю на Т-образный перекресток. Слева приходит дорога, по которой я приехал к озеру, она продолжается направо. Еду туда, чтобы найти брод через Полю. Но проскакиваю и дорога приводит меня в пойму, где сливаются Поля и Воймега. Тупик и рыбацкий костер.

Возвращаюсь обратно к перекрестку. Оказалось, что брод именно там, просто я его себе по-другому представлял. В воду нужно спускаться с крутого песчаного берега. Входящей в воду колеи не заметно. Противоположный берег более низкий, возле воды растет несколько больших дубов.

Брод глубокий, немного выше пояса. Переношу сначала рюкзак, потом велик. Заодно купаюсь в прохладной воде. Дно плотное и песчаное, течение довольно сильное.

Выбираюсь по старой дороге наверх. Там проходит дорожка, ведущая вдоль реки. Мне нужно налево, но я решаю прокатиться направо, чтобы разведать, куда она идет.

Вначале быстро качу по высокому берегу вдоль Поли, но вскоре дорога выходит на пойменные луга. Колея становится трудной, попадаются сырые участки, где приходится велик тащить. Потом дорога ведет по валу, разделяющему русло реки и большие старицы слева. В итоге через 2 км после брода дорога заканчивается возле стоянок рыбаков-охотников. Дальше вдоль реки идет слабая тропа, но пытаться прорваться по ней у меня желания нет, скорее всего, через пару сотен метров она исчезнет окончательно. А до дороги вдоль речки Ивановка еще километра 1,5…

Возвращаюсь по своим следам к броду.

Еду по хорошей грунтовочке, через километр попадаю на поляну. Основная дорога сворачивает влево в сторону Мишеронского. А я еду прямо по старой лесной дороге. Вначале она ведет через сосновый частокол, потом пересекает ручей. В этом месте сыро, приходится топать по воде. Потом еще небольшой сырой участок и я выхожу на главный тракт, ведущий из Мишеронского.

Начинается борьба с песком. Дорога вязкая, местами пытаюсь ехать по обочине, иногда попадаются параллельные объездные дорожки, но в целом ехать очень трудно. И это еще после дождей…

Через 1,5 километра выезжаю на поле к урочищу Селище. Там дорога лучше не становится. В середине поля на бугре – несколько больших старых деревьев, образующих аллею вдоль дороги. Дорога ныряет из одной большой лужи в другую. Объехать их невозможно – тропинок нет. Велосипед укоризненно скрежещет.

За полем после мостика через ручей – развилка. Влево уходит торная песчаная дорога в сторону Костеревского тракта. Прямо тоже дорога лучше не стала. Продолжаю месить песок.

Через 300 метров после развилки сворачиваю влево на лесную дорожку, она через лес выводит на поляну – тут спрятан еще один тайник. Рядом по легенде – сероводородный источник. Нахожу его. Это просто яма в земле с непроточной стоячей водой. Попробовал глоток, дрянь еще та…

Вернулся на дорогу и стал вкручивать дальше. Лес по сторонам стал замечательным, сосновым. Только вот дорога совсем не радует – выжимает все соки.

Сворачиваю направо на дорогу, ведущую в ур. Иколдино. Местами песок просто останавливает. В паре мест слезаю и топаю пешком, заодно отдыхаю.

К заброшенной церкви в Иколдино выхожу внезапно. Она вдруг просто вырастает передо мной из за поворота. Внутри устанавливаю еще одно КП. Потом еду дальше по дороге, она после перелеска сворачивает на север, а прямо идет старая заросшая колея, которая выводит на Иколдинское поле. Раньше тут тоже была деревня, а сейчас только торчат две-три старые ветлы. В одной из них спрятан тайник. Нахожу и его, уже пятый по счету за сегодняшний день. Возвращаюсь обратно к церкви.

Начинают сильно доставать кровососы. Раньше я их как-то не замечал, а здесь их просто полным-полно. Не дают остановится, гонят дальше. А силы уже на исходе. Времени между тем 6 часов вечера.

Решаю, что Клязьму форсировать в этот раз мне не судьба. Хотя наезженная дорога, похоже, идет как раз прямиком к тому самому броду. Устраивать разведку тоже уже некогда.

От церкви встаю на дорогу, ведущую на запад в ур. Мишунино. Сразу же приходится бродить небольшой ручей. Потом также больше приходится идти, чем ехать, обходя по краю глубокие лужи. Но дорога не заваленная.

Через километр с небольшим попадаю на поле. Слава приходит раздолбанная дорога. Прямо тоже уходит след, и лучше бы я поехал туда. Но я решаю прорываться на север к Клязьме, поэтому сворачиваю вправо.

Дорога просто отвратительная. Тяжелая техника пропахала на поле глубокие колеи, ехать по этим буеракам ревозможно. Тащу велосипед до опушки, потом протыкаю перелесочек. По ошибке сворачиваю налево, в итоге чуть не вернулся назад. Вовремя замечаю косяк и возвращаюсь на дорогу. Ехать удается по нескольку метров, затем опять приходится слезать, чтобы пролезть мокрое место или раздолбанный участок… Наловчился запрыгивать на велосипед на бегу, не осанавливаясь – иначе буквально сжирают слепни.

Дорога вошла в лес. Но лучше не стала. Вскоре справа показался брошенный стан лесорубов. Печальное зрелище. Это ж надо так природу испоганить…

Лесовозка продолжается дальше. Новый прикол – дорога превратилась в ручей. Больше километра мне приходится шагать по колено в воде и вести рядом велосипед. Слева – конкретные болота. Справа – дремучий заболоченный лес. Впереди – траншея дороги, по которой я с усилием гоню волну. Вода коричневая, как заварка. Освежает.

Вот, наконец, болото позади. Дорога вывела на большую вырубку. Я обрадовался, но рано. Дальше дороги не было. Я зашел в тупик. В том месте, где на карте было обозначено продолжение дороги, стеной стоял лес.

В поисках дороги сунулся было в левый край вырубки, и даже прошел немного по лесу напролом, но потом уткнулся в болотину и вернулся. Сунулся вправо, но и там не отыскал входа в лес.

Оставалось одно – ломиться по азимуту на север до Клязьмы в надежде на то, что вдоль нее что-нибудь идет.

Для начала пришлось переправиться через неширокий, но глубокий болотный ручей, впадающий в старицу Глушица. Самой старицы я не увидел, но она была где-то совсем рядом справа.

Дальше был обычный лес, через который я потопал на север. Через 500 метров подсек старую-старую колею, по которой тем не менее зашагал быстрее. Опять лужи по колено.

В конце-концов дорога эта вывела к охотничей кормушке. Отсюда дорога стала более заметной – недавно по ней ездили. Но при этом не стало легче. По прежнему сырые участки, высокая трава, колеи. На велосипед я не садился уже давным-давно…

И вот, наконец, победа! Я вышел на отличную грунтовку, ведущую по берегу Клязьмы. Снова можно ехать, да еще так быстро. Просто кайф!

Очень хочется искупаться в реке, я даже вижу воду в просветы деревьев. Но подходов к воде не видно, да и время поджимает. Искупаюсь в Костерево. Сейчас главное – успеть на последнюю электричку из Владимира в Петушки.

Дорога отходит от Клязьмы влево и приводит к мосту через реку Большая Ушма. Пересамым мостом слева подходит песчаная разбитая лесовозка. Опять трудности.

Ехать можно, но снова большие лужи, которые надо объезжать, снова вязкий песок. А сил крутить уже почти нет.

Пять километров до Костеревского грейдера преодолеваю с большим трудом. Вокруг много дорог, но я держусь главной. Сам грейдер не слишком гладкий, но ехать по нему можно. Выкатываю к железному мосту через Клязьму. В знакомом месте под мостом ополаскиваю велик и купаюсь, смывая с себя пот, грязь и зуд от слепней.

Дальше остается несколько километров до платформы Костерево, сначала по плитовой дороге мимо в/ч, потом по асфальту мимо каких-то заводов до переезда и немного вдоль железки до платформы. Там ждет заветный магазин с соком.

До электрички еще почти полчаса, хожу по платформе, пытаясь прийти в себя. Этот день выжал из меня все силы. В электричке даже стошнило от усталости. Народу мало, ложусь на лавку и дремлю до Москвы. Домой добрался уже часам к 2 ночи. Такая вот Мещерская прогулочка.

Выводы

Покатался очень интересно. Проехал 100 км, из них примерно пятую часть пришлось пройти пешком. Практически весь путь проходил по новым для меня местам, в которых я давно мечтал побывать. Разведал много разных дорожек, нашел 5 тайников, поставил два КП для гонки. Дороги в районе Иколдино и Селищ очень тяжело проезжать на велосипеде. А дорога от Мишунино на север – это просто убийство… Нужно учитывать это при планировании маршрутов.

Приложения