Отчет о вело-ПВД по Завидово (11 мая 2008)

Автор: Зайцев Андрей, 12.05.2008 04:00
Просмотров: 5661

Отлично и спортивно прокатились вчера по Завидовским просторам!

Читайте отчет.
А здесь можно посмотреть фотки.

Идея маршрута и краткое описание.

Зимой прошлого года во время прогулки через поселок Туркмен мы заметили отличную дорожку, которая предположительно вела в Завидовский заказник. Возникла идея прокатиться по ней на великах. В результате родился этот маршрут. Хотелось охватить как можно больше заповедных дорожек, по возможности выехать к речке Лама и посмотреть другие достопримечательности этого великолепного района.

Маршрут получился очень хороший. Мы преодолели почти 130 км,  больше половины из которых прошло по прекрасным асфальтовым дорогам, причем совершенно без автомобильного движения и в отличном лесу. Очень рекомендую маршрут к повторению, как целиком, так и кусками.

Заявленная нитка маршрута

Решетниково – Туркмен – ур. Чистый Мох – Завидовское лесничество – Пустынь – р. Яуза – Китенево – Таксино – Макариха – Кузминское – Чащь – Городище – Болдыриха – Дятлово – Павельцево – Клин.

Пройденная нитка маршрута

Решетниково – Туркмен – ур. Чистый Мох – Козлово – р. Лама – Дорино – р. Лихуша – Дмитрово – Бортницы – Пустынь – р. Яуза – Китенево – Таксино – Макариха – Кузминское – Чащь – руч. Локнаш – Каверино – Шестаково – Шанино – Воротово – Пристанино - Чисмена.

Трек (121 км).

Описание маршрута.

Приехали в Решетниково, от первого вагона переходим ж/д пути, закупаемся в магазинчике. Параллельно железке идет асфальтовая дорога, по ней выежаем из поселка на шоссе. Направо – мост через ж/д, а нам – налево.

Асфальт отличный, машин практически нет. Едем через красивый лес. Быстро проезжаем поворот на Саньково, вскоре справа от дороги видим большую братскую могилу. Лежат свежие венки и цветы, возле плит с надписями в ряд выложены ржавые красноармейские каски. Здесь похоронено больше сотни солдат, бившихся с врагом в декабре далекого 41 года.

Доезжаем до поворота на Туркмен. Асфальт сменяется крупным щебнем. В поселке Туркмен сразу после автобусной остановки сворачиваем влево на грутовочку. Справа остаются руины какого-то кирпичного строения. Въезжаем в лес. Метров через 100 перекресток с бывшей насыпью УЖД. Дорога прямо идет к дачам и там заканчивается. Сворачиваем направо по узкоколейке. От шпал и рельсов не осталось и следа. По насыпи через лес идет хорошая грунтовка. Катим без проблем. Через два километра грунтовка сменяется подсыпанной щебнем отличной дорогой, которая ведет по насыпи дальше. Это уже одна из дорог Завидовского лесничества.  Пролетаем по ней 3 км до урочища Чистый Мох. Здесь узкоколейка продолжается прямо – по ней идет грунтовочка, а главная дорога поворачивает под прямым углом налево.

Въезжаем в Завидовскую систему. Дорожка очень красивая, по сторонам сосны, темные елки, белоснежные березовые рощи, болотца и красивые лесные полянки. Часто в стороне от дороги видны кормушки для животных и стрелковые вышки для охотников.

Движемся в общем направлении на юго-восток. Проехав километра три, попадаем на перекресток. Прямо и в обе стороны расходятся асфальтированные дорожки с белоснежной разметкой по краям. Вот он, легендарный завидовский асфальт! Сюда мы добрались ровно за час.

Покатили дальше четко на запад. Вдруг впереди дорогу стало перебегать большое стадо оленей. Их было штук 30. К сожалению, сфоткать удалось только самых последних.

Дорога начинает забирать вправо. Часто попадаются ответвления к кормушкам. Все они покрыты таким же идеальным асфальтом. Ориентироваться в этом лабиринте очень помогают подготовленные заранее GPS-точки. Проезжаем по касательной к дер. Козлово, но за лесом ее не видно. В итоге выскакиваем на шоссе, ведущее из Козлово в Дорино. Проехав влево по шоссе 800 метров, сворачиваем вправо на асфальтовую дорожку, ведущую через поле. Вскоре снова въезжаем в лес где, устраиваем перекус. После перелеска дорога опять идет полем. Влево и слегка назад вдоль опушки отходит еще одна дорожка. Нам по ней. Едем несколько километров через сосновый лес, потом открытыми заболоченными полянами, после чего дорога приводит к Т-образному перекрестку. Асфальт поворачивает налево – в обратном направлении. А направо, на запад продолжается улучшенная грунтовка. Она вскоре выводит к мостику через большую канаву и выходит из леса на поляны в пойме реки Лама.

Дорога сворачивает вправо. А налево идет нужная нам грунтовка. Въезд на нее (вернее, с нее) перекрыт наглухо шлагбаумом. Обходим его по тропинке.

Дорожка пересекает длинную поляну. Слева в лесу - маленькое кладбище, огороженное забором из сетки. Сворачиваем направо по грунтовке и через перелесок выезжаем на берег Ламы. Место очень красивое. Высокие прибрежные луга, в реку впадает небольшая речка, образуя живописный заливчик. Тишина и спокойствие.

Полюбовавшись великой русской рекой, возвращаемся назад на дорогу. Мимо кладбища выезжаем по грунтовке на роскошный асфальт, который в свою очередь сливается с дорогой, идущей в сторону Дорино. По ней выезжаем на шоссе из Козлово. Сворачиваем вправо. По мосту переехав речку Моленка, попадаем в Дорино. Там повернули влево по главной деревенской улице. Доехав до крайних домов, въехали в лес по знакомой завидовской асфальтированной дорожке. Мы снова попали в систему. Асфальт прекрасный, по сторонам – светлый сосновый лес. Никого нет, летим себе по дорожке и кайфуем. Вскоре встретилась развилка. Налево не сворачиваем, едем прямо. Еще два-три километра, и дорога вывела к заболоченной пойме речки Лихуша. Едем вдоль нее на юго-восток. Пересекаем заболоченные поляны, потом снова километровый участок леса, и дорога загибает почти под прямым углом налево. Прямо должна идти дорога на Дмитрово, но что-то я ее не заметил.

Свернули на боковую дорожку и осмотрели поляну с кормушками и стрелковыми позициями. Заодно передохнули немного перед очередным броском. Потом снова вернулись на прямую как стрела ленту асфальта и покрутили на восток. Кайф сильно обламывал встречный ветер, который не давал без заметных усилий разогнаться быстрее 25 км/ч. Навстречу попался одинокий роллер. Что и говорить, для роллеров тут просто рай. Только вот попасть сюда ой как непросто…

Одолев 6 км, выезжаем на перекресток с главной аллеей лесничества – дорогой, ведущей от Козлово на юг насквозь через весь заказник. По ней сворачиваем вправо. Катим против ветра четь больше 2 км и выезжаем на поле к деревне Бортницы. В конце дороги стоит КПП. Поперек шлагбаум. Из домика выходит солдат, спрашивает у нас, куда мы едем. Я машу рукой и говорю, что едем в Макариху. Солдат кричит второму странную фразу, что мы через пятый не заезжали (интересно, с чего это он взял?) и, вроде бы, от нас отстает. Проезжаем дальше. В обратную сторону тут точно проехать не получится. Причем из КПП отлично просматривается все поле. Так что, если уж надо обойти или объехать его, то лучше забрать посильнее куда-нибудь в сторону.

Дорога в Бортницы тоже перегорожена шлагбаумом. Так что сквозные проезды через Бортницы лучше не планировать. Мы едем по дороге в сторону Высоково. После перелеска сворачиваем влево и выезжаем к мосту через реку Яуза. Слева от дороги, на другом берегу реки красуется небольшая церковь, выкрашенная в голубой цвет.  Это место называется Пустынь. Мы как раз успели послушать колокольный звон.

Едем дальше километра три через красивый лес. За ним большое поле. Проезжаем через Китенево. Дальше дорога тоже асфальтированная, но асфальт уже не такой новенький.

Проткнув перелесок, попадаем на следующее поле. Свернув с дороги и расположившись на стоявшем в углу поля сеновале, устраиваем обед. Время – около 14.00.

Потом катим дальше и проезжаем Таксино. Очень приятная деревушка. Правда, половина домов – современный дачный новострой, но есть несколько больших изб с обалденно-красивыми резными наличниками и карнизами.

Дорога пересекает большое поле и опять входит в лес. Через полтора километра замечаем слева от дороги обелиск, на котором написано, что здесь в октябре 1941 партизан Илья Кузин взорвал крупный склад боеприпасов фашистов. При взрыве уничтожено свыше 30 гитлеровцев, и в огне сгорело много военного имущества.

Чуть дальше, справа от дороги – небольшой карьер. В этом месте асфальт заканчивается, дальше идет довольно раздолбанная дорога, которая приводит нас в маленькую деревушку Макариха. Объехав справа по плитовой дороге пруд, снова въезжаем в лес. Под колесами – пыльная дорога, посыпанная щебнем. За лесом – следующее поле и Кузьминское. Тут конечная остановка автобуса с разворотным кругом. Снова встаем на хороший асфальт. Пара километров через лес, и мы подъезжаем к деревне Чащь. Не доезжая немного до моста через Локнаш, сворачиваем влево на грунтовку с крупным щебнем. Она пересекает поле, по опушке ведет в дальний западный угол поля и входит в дачные участки. Наша цель была – проехать в деревню Городище, находившуюся за лесом. На карте была показана дорога туда. Возможно, надо было въехать в лес сразу после того как мы пересекли поле. Я видел уходившую туда дорогу с плакатом въезд в лес запрещен. Но вместо этого мы покатили по краю дачного поселка, вытянувшегося вдоль ручья Локнаш, который тек слева от дороги в глубокой канаве.

Судя по карте, влево должна была уходить лесная дорога, но я на скорости не заметил ничего подходящего. В итоге мы проехали дачи насквозь. Дальше дорога выводила на поле и шла в сторону шоссе. Мы свернули на грунтовку отходящую на север. Раздолбанная дорога пересекла ручей, протекающий в трубе и вошла в плотный еловый лес. Стало ясно, что это просека. Мы проехали краем небольшой вырубки, а затем выехали на перекресток с просекой запад-восток. По ней шла хорошая грунтовка, и я обрадовался, что так удачно удалось подсечь нужную дорожку. Проехав на восток метров 300, мы попали на другую вырубку. Дорожка привела в дальний северный угол вырубки и снова пошла через глухой ельник. Направление было подходящее. Мы ехали по свежим следам УАЗика, приближаясь к цели. Вскоре встретили развилку. Одна дорожка уходила по просеке налево, а прямо тоже шел след. Выбрали его. Дорога прошла еще метров сто, а потом резко завернула направо. На этом повороте мы решили отдохнуть. По идее, нам оставалось преодолеть каких-то 400 метров, чтобы попасть на поле. По дороге пришлось бы пересечь глубокий овраг. Но в нужном направлении шла очень уж заросшая дорога, и залезать туда очень не хотелось. Решили ехать дальше по дороге, в надежде, что она пересечет овраг в удобном месте и выведет куда надо.

Но к сожалению, этого не произошло. Дорога упрямо повела на юг и вывела на большую вырубку, потом еще немного провела нас и закончилась на полянке со знакомыми кормушками и вышками для охотников. Дальше на юг продолжалась просека, но она была довольно сильно завалена, и ехать по ней уже получалось не везде. Потом еще одна вырубка, и дорога закончилась вовсе. Просека стала совсем плохой, по ней вела тропа. Постоянно приходилось перешагивать стволы. Наконец, мы спустились к броду через ручей Локнаш. Перелезли по бревну и взобрались на противоположный склон, оказавшись в итоге на поле. Прорваться в Городище не получилось, вместо этого мы сделали крюк по лесам. Возможно, сквозной проход и существует, и надо его поискать. Но скорее всего, старая дорога заросла, а та дорожка, что отходила на север, тоже заканчивается в тупике у кормушек. Проверим как-нибудь потом =)

Протащив байки метров 100 через пашню, вылезли на шоссе, ведущее в Клин. По нему доехали до поворота на Шестаково. Тут один из участников решил ехать в Клин на автобусе. А нам пилить по трассе было неохота, поэтому решили выезжать в Чисмену.

Приехали в Шестаково, местная церковь хорошо видна со всей округи. Заскочили в магазинчик, а потом поехали дальше. Переехали реку Локнаш, одолев глубоченный спуск и соответствующий подъем.

В Шанино асфальт кончается. Дальше раздолбанная дорога со щебнем. Раньше асфальт на ней был, но его куда-то смыло подчистую. Через поле доезжаем до Воротово. Деревня слева, а прямо находится въезд в дачный поселок Луч.

Проезжаем его насквозь по главной улице и в дальнем углу пытаемся найти вход в лес. Но дороги, обозначенной на карте, что-то не видать. Слабая тропка быстро заканчивается, заведя нас в дебри и болото. Ломимся по азимуту через плотный ельник и кусты, стремясь подсечь дорогу, которую показывает GPS. В конце-концов вылезаем на нее. Дорога действительно существует, но сильно заросла. По ней идет тропа, но постоянно приходится обходить буреломы и перелезать стволы. Дорога выходит на лесовозный грейдер запад-восток. Дальше в южном направлении идет просека по краю заросшей вырубки. Но соваться туда нам не хочется да и не нужно.

Едем по грейдеру на восток. На наше счастье, дорога сухая. Не позавидуешь тому, кто будет пробираться здесь после дождей. В глине глубокие колеи, по сторонам орешник, очень похоже на Краснодарские дороги.

Через пару километров интересного катания выскакиваем к садовому товариществу. От ворот дорога уже получше, выводит на шоссейку напротив деревни Еднево. По шоссе через 10 км благополучно вкатываем на платформу Чисмена. Время – 19.00, до электрички еще полчаса, позади без малого 130 км.

Неплохо покатались.

Выводы и рекомендации

Дорожки госкомплекса Завидово – просто рай для велосипедистов. Сеть дорог с прекрасным асфальтом и в глухом лесу, абсолютно без машин. Проблема только в том, что неблизко от Москвы, а также возможны проблемы с охраняющими главные въезды. Но места нахождения КПП известны, а возможностей попасть внутрь, минуя их, сколько угодно. Именно благодаря удаленности и закрытости района тут сохранилась нетронутой прекрасная природа.

Дорожка через Макариху мне тоже очень понравилась. К сожалению, не удалось с ходу найти путь к дер. Городище. В итоге красивый логичный вариант превратился в непростой бруль через вырубки. Более-менее приемлемый вариант проезда может существовать, надо только поискать.

Также не существует показанная на генштабе дорога из Воротово в Пристанино. Зато есть ломовой грейдер, который, скорее всего, выводит в ур. Теплое.

Еще один из вариантов завершения маршрута – найти проход через Волосово – Кадниково и дальше известным путем через Теплое по грейдеру в Лесодолгоруково.

В общем, есть над чем подумать и куда податься. Места замечательные, очень рекомендую!

Команда

Зайцев Андрей
Евстафьев Коля
Глазер Саша
Перов Виктор
Старостин Антон
Одинцов Олег

Добавлен: 16 мая 2008 03:20 Автор: Anton #41564