Отчет о вело-ПВД Голованова дача - узкоколейная жемчужина Мещеры

Автор: Романенко Юрий, 23.09.2008 04:00
Просмотров: 4834

Последний уцелевший кусочек Рязанско-Владимирской узкоколейки, неразобранный участок Тума - Голованова Дача - необыкновенно интересный объект, вызывающий трепет в душах поклонников узкоколейной техники и путешествий.

Это единственный узкоколейный участок, находящийся в ведении РЖД. Существует вероятность, что скоро он безвозвратно исчезнет. И хотя пассажирский поезд весной этого года отменен, мы еще имеем возможность прокатиться по стальным рельсам...

Читайте рассказ о вело-прогулке с ночевкой в эти замечательные места.

И вот свершилось, осуществилась давняя мечта. Осуществилась в моего день рождения! Наша команда побывала в Головановой даче и добралась туда с ветерком посредством дрезины-пионерки.

В этом походе все смешалось, асфальт, пески, болота и узкоколейка. Был попутный и встречный ветер на шикарном асфальте. Была и ночная езда по рыхлому песку при свете фар джипа.

Зачем вы были так далеко, в Рязанской области? - спрашивают меня. А Россия разная бывает. Это же не только бесконечные пробки и коттеджные поселки до горизонта, супермаркеты. Настоящая Россия, уходящая. Ее все меньше, но она осталась еще. Ее не найдешь на подступах к Москве. Есть еще леса, в которых людей редко встретишь. Есть деревни, в которых магазина нет, и автолавка привозит хлеб раз в неделю. А еще есть брошенные деревни, в которых покосившиеся дома стоят, словно призраки.

А еще есть станции, на которых бревенчатый дом станционного смотрителя является чуть ли не вокзалом. Люди, немного грубоватые поначалу и добрые в душе, которые, если улыбаются, то делают это искренне и не надевают на лицо улыбочных масок. А когда мотодрезина тянет за собой две маленькие платформы, а железная дорога узкоколейки проходит по узкой просеке, и ветки едва не задевают пассажиров. Та Россия, такая неоднозначная, но такая наша, и вызывающая столь глубокие чувства и такая уходящая...

Лирика от Максима Голубева

На этом хватит лирики. Перейдем к прагматике от Романенко Юрия.

 

Нитка маршрута

Мезиновский (Торфпродукт) – Аристово – Старково – Посерда – Черное - Белое – Прудки – Лунево – Чиряты – Муночь – Максино – Оськино – Кобылиха – Гуреево – УЖД – Голованова дача – Ольгино – Приют Комариная плешь - Горки – Деулино – Ласково – Солотча – Рязань.

Концепция

Идея ПВД-шки возникла достаточно давно в сознании Андрея Зайцева. Я был весьма заинтересован этой идей, однако по семейным обстоятельствам Андрей не смог поехать, и казалось, что идея потерпела фиаско. Однако неожиданно появился Максим Голубев с воспаленным желанием провести этот ПВД. Впопыхах собрали команду из следующих участничков:

  • Максим Голубев
  • Романенко Юрий
  • Павленко Светлана
  • Галиньш Денис
  • Генералова Татьяна
  • Гришин Сергей

 Итак, суббота. Раннее утро. Вписываемся с боями на Казанском вокзале в электричку до Вековки. Деды нудят, бабки требуют освободить место, всё как обычно.

В 11 высаживаемся на станции Торфпродукт. Платформу ремонтируют – выпрыгиваем из эльки на кучи строительного мусора. Идем в поселок, где в закупаемся раскладкой. Ассортимент продукции в магазине скуден. Но с голоду не помрем.

Наконец-то седлаем велики, и в путь. До Старково идет прекрасный пустой асфальт. В деревне Палищи осматриваем живописную церквуху. От Старково до Посерды отличная грунтовочка, правда с болотингом в районе речки Посерда. Болото не ужасное, большинство прошло не замочив ног.

Дальше весь путь до Оськино – асфальтовый. Даже участок Лунево – Чиряты асфальтовый, несмотря на то, что на карте грунт. Признаться, порядком поднадоело.

Порадовала брошенная церковь в деревне Прудки. http://towns.ru/other/prudki.html

От Оськино до Гуреево трасса – очень неприятно, вмордувинд, пыль и т. п. Надеялись зайти в магазин в деревне Кобылиха или Гуреево, но, несмотря на наличие оных, тропы к ним давно поросли бурьяном. Так что не стоит рассчитывать на магазины на  маршруте.

И вот мы, наконец, в Гуреево. Все жители, мило улыбаясь, указывают нам путь к Сергею Алексеевичу. Сергей Алексеевич - бригадир участка, владелец мотодрезины. Возит народ в Голованову дачу.

Пришли мы к нему, уже вечерело. Живет Сергей Алексеевич прям на станции разъезда Гуреевский. У калитки нас встретил суровый мужчина лет 60-ти. На поверку именно он и оказался Сергеем Алексеевичем. Сходу он отказался нас куда либо везти, т. к. он сегодня уже 4 раза ездил на Голованово и ему надоело. Поехали утром и т. п. Мы ныли, говорили, что нам офигительно надо, что мы должны умереть, но выжить и попасть в Голованово.

Он сказал, что подумает… Он думал… Через час он начал собирать платформы для нашего поезда. Выкатили дрезину, водрузили ее на рельсы, погрузили байки, и в путь!

О да! Это было клёво! Узкая просека проходящая через дремучие леса, живописные болота, поля и маленькие деревушки. И мы несемся на антикварной технике со скоростью 40 км/ч. Фан и романтика одновременно!

 На Голованову Дачу прибыли, когда стемнело. В потемках начали искать дорогу на Ольгино. Я увидал мужика, ковыряющегося в своем джипе. Подошел к нему с вопросом…

Облом, мужик навеселе: Ооо, велоссыпедисты, дай пакатацца, поехали покажу дорогу! Блин. Завел свой джып, и поехал за нами показывать нам дорогу, развлекая нас музыкой в стиле ... а я бродяга и вор, а папа твой прокурор….

Но, слава богу, мужик оказался добродушный, действительно показывал дорогу, а когда ему надоело, популярно объяснил как доехать до Ольгино без пескожоппинга, что нам весьма помогло.

И вот наконец-то Ольгино, еще чуть чуть, и Пра! Ура, мы добрались. В потемках не сразу нашли тропинку к Комариной плеши,  полазали с байками по кустам. Но вот, наконец, тропинка! До Комариной плеши 100 м. Блин, она занята! Вот неудача. Ну да ладно...

Встали неподалеку, на другой оборудованной стоянке. Время 23.30. Все уже прифигели. Таня Генералова сразу же вырубилась, мы же  отпраздновали ДР Максима. С утра Максим встал ни свет ни заря и отправился в соло праздновать свой ДР дома. А мы бездарно проспали до 11. Позавтракали и пошли в гости на Комариную плешь, поклониться идолам.

Пофоткались, и поехали дальше. Пра, конечно, бесконечно красива =). Высокие песчаные берега. Сосновый лес. Торфяная водичка. Просто прелесть. Было очень приятно катить вдоль ее берега.

 От деревни Горки до Деулино прокатили по грунтовочке. Повезло, песок был везде проезжаем. В Деулино сходили в магазин и выбирали между грунтовой дорогой и асфальтовой. Решили ехать в Рязань по асфальту через Солотчу. Асфальт хороший, пустой, но длинный. Поднадоел.

В Ласково свернули на разобранную узкоколейку и отлично прокатили по дорожке вдоль оной до самой Солотчи. В Солотче посмотрели знаменитый монастырь. Расслабились и решили ехать в Рязань на автобусе, так как ехать по загруженному шоссе  желания не возникало. Приехал автобус, в нём нас встретила мегатётка, опоясанная рулончиками билетов аки пулеметными лентами, с воплем: С велосипедами не пущу!  Так рухнула наша надежда доехать домой без проблем.

Было понятно, что на электричку до Москвы мы уже не успеем. Попытались вписаться во всякие грузовые Газели, но и эти попытки претерпели крах.  Поехали своим ходом. Дорога – отвратная. Машин дофига, перед мостом через Оку огромная пробка, машины лезут по обочине, пыль столбом.

Доехали до моста, мост на ремонте – это причина пробки. Вписываемся в общий поток, едем с машинами. Я еду первым пристроившись за какими-то жигулями, остальные за мной. Вдруг, слышу визг тормозов и звук машины, идущей юзом. Рефлекторно жму на тормоза и в это мгновение прям передо мной в бетонное ограждение влетает Нива разбрасывая бетонные блоки, аки кубики.

Время в этот момент для меня остановилось. Руки трясутся, ноги не держут. У Таньки, которая ехала за мной началась истерика. А всё из-за того, что водитель Нивы решил, что он может ехать быстрее велосипедистов, начал нас обгонять по встречной, а тут по встречной гаишник едет. Он здраво предпочел размазать меня по бетонному ограждению, чем встретиться лоб в лоб с гаишником. Чудом всё обошлось. Мораль – не надо ездить по шоссе.

Дальше до вокзала в Рязани добрались без приключений. В 20.12 электричкой уехали до Голутвина. В 22.35 из Голутвина до Москвы. Дома был в 2 ночи.

Выводы и рекомендации

Маршрут прекрасный, рекомендую к повторению. Участников надо брать подготовленных. Точный километраж неизвестен, у всех в разное время комп отказывал. Но приблизительно 160 км. У нас группа была довольно лосиная, и то притомились несколько. И не надо лишний раз ездить по трассе.

Все фотки здесь.