Отчет о вело-ПВД Шарапова Охота - Ичинское городище - Серпухов (28 июля 2007)

Автор: Зайцев Андрей, 30.07.2007 04:00
Просмотров: 9584

В минувшую субботу прокатились по интересному маршруту, проходящему по границе Московской и Калужской областей.

На пути были прекрасные заповедные асфальтовые дорожки, стада кабанов, грандиозный заброшенный мост, купание в Протве, поиски древнего городища, впечатляющая гроза и пилежка под проливным дождем...

В общем, как всегда отлично покатались. Читайте отчет, который написал Леня, а я слегка дополнил своими комментариями.

Привет участникам, позор тряпкам!

1) Цель похода и краткое описание маршрута.

Целью этой покатушки было пройти в направлении восток-запад от Курской дороги до Киевской вдоль рек Нара и Протва. По пути планировалось посетить Барсуковское лесничество, где находится так называемое охотхозяйство Таруса. Там в глухих лесах для высокопоставленных охотников построена сеть прекрасных асфальтированных дорог, по которым никто не ездит, так как въезды закрыты кордонами и запрещающими знаками.

Еще одной изюминкой похода должно было стать посещение остатков древнего городища на реке Ича. После этого нам предстояло рубится по слабым лесным и грунтовым дорогам в Малоярославец.

Выполнив основные задачи, мы по ряду причин изменили маршрут и финишировали через Кременки и Протвино в Серпухов.

2) Заявленная нитка маршрута.

Шарапова Охота - Рыжиково - Верхние Велеми - Сьяново - Шахлово - Станки - Трояново - р. Аложа - Грибовка - Высокиничи - Стехино - Ичинское городище - Нухлевка - Киево - Барденево - Малоярославец.

3) Пройденная нитка маршрута.

Шарапова Охота - Рыжиково - Верхние Велеми - Сьяново - Шахлово - Занарское - Станки - Трояново - р. Аложа - Щиглево - Высокиничи - Карпово - Алтухово - Ичинское городище - Стехино - Тимашево - Никоново - Высокиничи - Кременки - Протвино - Серпухов.

Трек можно скачать тут.

4) Описание похода. 

Стартовали в восьмером в 9:00 c Шараповой охоты. Особенно порадовало участие Олега Бондаренко с женой. Поплутали немного по деревне. От станции, миновав магазины, надо ехать по вымощенной плитами тропинке, уходящей  в дачи перпендикулярно ж/д. А мы уклонились по дороге вправо и заложили крюка. Затем через большое поле идет грунтовка через Рыжиково. Тут ловит прокол Олег. Миновав деревню, выехали к Симферопльскому шоссе. Там встретились с Ильей Дещеревским, который приехал своим ходом из Пущино, и подождали минут 20 Олега.

Наконец, все в сборе, и мы бодро двинулись против ветра вдоль Нары на запад. После Верхних Велемок асфальт закончился, и пошел отсыпанный грейдер. Местами дорога очень тряская, много подъемов и спусков, руки и ноги устают. В Сьяново переезжаем по капитальному мосту на южный берег Нары, где опять начинается асфальт. Пара асфальтовых горочек и мы на перекрестке с дальней бетонкой. Она стала сильно загружена – хорошо, что по ней надо было проехать всего пару километров на запад, до поворота Занарское. К Занарскому ведет отличный асфальт проходящий в красивом лесу. Сама деревня, вернее, лесничество – просто несколько дворов рядом с дорогой.

После Занарского свернули на Станки. На перекрестке установлен новый мемориал в честь защитников Москвы в Великой Отечественной. Главная дорога сворачивает налево в Оболенск, прямо уходит вымощенная плитами лесная дорога в Калугино, а мы сворачиваем направо. Дорога покрыта прекрасным асфальтом, разметочку нарисовали только что. Пролетаем 3 км до Станков, где асфальт закончился. Дальше началась тропа, ведущая по насыпи старой узкоколейки, которая когда-то вела из Серпухова через леса к Угодскому Заводу (ныне пос Жуково на речке Угодка). В самом начале тропы на насыпи встречается пара глубоких ям скрытых в траве, некоторые товарищи весело полетали на них. Это бобры постарались – справа и слева болота, где они гнездятся. Вот и накопали нор в насыпи. Вскоре тропа становится лучше – катить  по ней одно удовольствие. Лес по сторонам становится суше, болота исчезли. Впечатляет хорошо сохранившаяся насыпь – местами она метра 3-4 высотой.  Интересно то, что тропу явно чистят, видимо, кто-то по ней регулярно ходит. С велика не приходилось слезать ни разу.

Пересекаем границу областей. Никаких табличек о начале охотохозяйства на тропе нет, зато стоит плакат-указатель на памятник погибшим здесь солдатам. Справа от насыпи метрах в 50 в лесу стоит обелиск из нержавейки.

Тропа по насыпи идет дальше, иногда выходит из леса на небольшие полянки. На одной из них устроили перекус, после чего поехали еще веселее и вскоре выскочили на идеальный асфальт, уложенный по бывшей узкоколейке. Несмотря на встречный ветер, ехали не медленнее 30 км/ч. По пути видели стадо кабанов на полянке. Вскоре дорога вывела на поля, и мы выкатились на перекресток у Трояново.

От перекрестка прямо идет слегка подсыпанная щебнем грунтовка, но скорость не снижаем и через несколько минут выкатываемся к капитальному мосту через речку Аложа. Мост производит впечатление. Долина реки очень глубокая, и  высокая бетонная эстакада в несколько пролетов возвышается над речкой метров на 15. Раньше по этому мосту шла узкоколейка, но сейчас дорога разобрана, и мост смотрится очень странно в такой глуши.

Можно было ехать дальше, но мы спустились под мост на грунтовку, ведущую на юг вдоль реки. Хотелось искупаться, но речка была мелкая, и подходящего места не нашлось. Грунтовка достаточно быстро отворачивает от речки вправо и опять выводит на асфальт. По нему летим на юг через классный сосновый лес. Потом дорога поворачивает налево, спускаясь обратно к Аложе. Отличный спуск по идеальному асфальту, и мы еще раз пересекаем речку, после чего дорога некоторое время снова идет на юг, а потом резко загибает обратно на восток. В этом месте сворачиваем на грунтовку в сторону Щиглево.  Заодно избегаем возможности нарваться на южный кордон в районе Макаровского лесничества. Вообще стоит отметить - что в охотохозяйстве мы не встретили никаких запрещающих надписей, ни шлагбаумов, ни егерей.

Грунтовка по полю проходит мимо Шиглево и выходит на асфальтовую трассу Обнинск - Серпухов. Поскольку в планах дальше было купанее – стали искать дорожку к Протве. Проехав метров 200 по асфальту, сворачиваем вправо, обьехав развалины лагеря с характерными ржавыми цистерными ГСМ. После крутого спускавыкатываем на поле в пойме Протвы. Дальше порядка километра по азимуту через поле, и мы на берегу. Речка чистая, вода прохладная – что еще надо в жаркий летний день.

Искупались, поели, пообсохли – и вперед на восток. По грунтовке крутим полями вдоль реки. В Высокиничах закупились в магазине и поехали искать Ичинское городище. После моста через Протву начинается хороший тягунок – на вершине которого поворачиваем направо в Алтухово. Дорога до Алтухово – сильнопересеченный грейдер, подсыпанный крупным гравием.

В Алтухово немного поблудили. Дорога перешла глубокий овраги и вошла в деревню. По ней пришлось проехать практически до самого конца, пока не нашли проход вправо на поле. И там по грунтовке покатили в обратную сторону на спуск, вернувшись обратно к началу деревни. Оттуда спустились к слиянию речек на дорогу, ведущую в Стехино. (В новом атласе она не обозначена, а старый генштаб я не распечатал. А зря.) По дороге переехали Ичу, сложили велосипеды в кучу и пошли в лес вдоль реки искать городище. Нашли его достаточно быстро. Место очень интересное - довольно высокие валы расположенные по правильному кругу, под  валами остатки рва, на восточной стороне городище хорошо угадываются ворота и выходящая из них насыпь дороги. По точке в центре городища искали геокешерский тайник, тем более там было видно, что копали и до нас. Ничего не нашли и стали звонить в Москву с просьбой уточнить в интернете место тайника. Оказалось, что искали не там – тайник под дубом на валу. В тайник положили ручку и пачку смекты, взяли календарик. После чего вернулись к велосипедам.

Поскольку погода явно портилась, решили не рисковать, прорываясь грунтами в Малоярославец,  а рванули от надвигающейся грозы в Серпухов. Тем более, что всем было гораздо удобнее возвращаться именно на Курскую дорогу.

К Стехино шел грунтовый тягунок, с вершины которого начался отличный скоростной грунтовый спуск через очень красивое поле. Горизонт слева заволокла фиолетовая громыхающая туча. Выехав на асфальт, рванули от грозы на восток, но далеко уехать не успели. В Высокиничах на мосту гроза нас догнала. Хлестануло от души, чуть не посмывало нас  велосипедов. Переждали пик грозы на остановке и покрутили под дождичком по асфальту в Серпухов. Скоро стало заметно что мы нагоняем грозу, поэтому сбавили скорость и поехали медленно 22-25 км/ч. Но это не сильно помогло, и нас полоскало почти всю дорогу. Хорошо еще, что дождь был не слишком холодный, а вода в лужах на шоссе прогрелась от асфальта и приятно затекала с колес в кроссовки. Дождь то усиливался, то слабел, и солнышко выглянуло только когда мы въехали в Серпухов. Там, поколесив по городу, добрались до вокзала, где сели на электричку в 19:28.

Проехали ровно 120 км.

5) Выводы и рекомендации

Маршрутец получился хороший и интересный. Участок через Барсуковский лес по бывшей узкоколейке, заповедные асфальтовые дорожки и бетонный чудо-мост через Аложу – изюминка похода. Вторая изюминка – городище на р. Иче тоже очень понравилось. Это был первый тайник геокешеров, который я отыскал. Спасибо им за интересные находки.

Ошибок в ориентировании и планировании практически не было. Маршрут получился на 100% проезжаемым, не сильно напряжным, рекомендуем его для прохождения даже не самым подготовленным группам. Не слишком интересен финальный участок от Высокиничей до Серпухова. Машин на этой дороге много (особенно после Кременков), по сторонам сплошные заводы. Но можно часть этого пути проехать другим берегом Протвы, или придумать другие варианты завершения, например – выкатывать в Обнинск.

Спасибо всем участникам – все молодцы. Особое восхищение участвовавшим в скатке девушкам – ехали в высоком темпе, не отставая и в дождь и в жару. Надеемся всех увидеть на следующих наших покатушках!

6) Участники

* Леонид Исаков
* Андрей Зайцев
* Андрей Лактюнькин
* Аня Уразова
* Сергей из клуба Веломания
* Илья Дещеревский
* Олег Бондаренко
* Его жена Аня
* Его товарищ Владимир (?)

7) Приложения

Вот ссылки на тайники кешеров, которые мы посетили.

Спасибо авторам тайников за полезную информацию.

Узкоколейка Серпухов – Станки – Трояново

Маршрут: Серпухов - Лесная - 7 км - Шатово - Гавриловка (Оболенск) - Калугинская казарма - Мантейфелевский склад - Станки - Буриновская казарма - 22 км - Буриново - Трояново - 34 км - Угодский Завод – Терники.

Лесовозная. Длина 76 км.

Построена в начале XX века. Служила для подвозки берёзовых дров к Серпухову. Использовались рельсы весом 8 кг/м. Депо находилось в Серпухове, на Лесной ул. В Шатове был разъезд, водокачка, станция. Была ветка на юг от Буринова в сторону Высокиничей. От Станков отходил ус на Терехунь, от Буринова - на юг к шахтам (здесь во время войны добывали уголь низкого качества).

По дороге в 1930-х гг. ходили два пассажирских поезда в день.

Разобрана в 1960·63 гг. По трассе проходит просёлочная дорога.

В Станках сохранился вокзал, стены кирпичного двухстойлового депо, стены кузницы, двухэтажный жилой дом. У Буриновской казармы сохранилась братская могила, до которой ни местному, ни областному начальству нет никакого дела.

Источник: http://narrow.parovoz.com/RU50.php

 

Добавлен: 30 июль 2007 22:16 Автор: DVA #40270
DVA аватар
А чё кабанов не сфоткали?
Добавлен: 30 июль 2007 22:23 Автор: zaya #40271
zaya аватар
Слишком быстро мимо проскочили.
Да и стремно как-то к ним приставать, знаешь ли...