Отчет о вело-ПВД Бужаниново-Ждан Гора-Александров (1 июля 2007)

Автор: Зайцев Андрей, 04.07.2007 04:00
Просмотров: 6076

Ура, товарищи. Наконец-то поставлена жирная точка. Совершено восхождение на вершину загадочной и недосягаемой Ждан Горы.

Теперь можно с полной уверенностью официально заявить, что там нет ничего интересного.

Но отчет все равно почитайте - покатались мы неплохо...

1) Цель похода и краткое описание маршрута.

В прошлом году было предпринято несколько попыток добраться на великах и пешком до загадочных каменных россыпей, обозначенных в старом атласе на склоне холма, возвышающегося над рекой Кубрь на стыке трех областей. Холм этот носит название Ждан Гора, и по некоторым сведениям там когда-то находилось пограничное городище, а поблизости даже произошла битва между войсками Суздальцев и Новгородцев.

Это место упорно не хотело подпускать нас к себе. Поэтому забраться на вершину Ждан Горы было уже делом принципа. И вот решено было в очередной  раз штурмовать Гору.

Чтобы посмотреть новые для нас места, стартовали из Бужаниново, оттуда сделали широкий крюк по деревням, расположенным севернее реки Дубна и выкатили в долину Кубри, откуда знакомой уже дорогой предстояло финишировать в Александров.

2) Заявленная нитка маршрута.

Бужаниново - Пересвет (Кразаводск) - Селково - Петрушино - Барово - Сорокино - Горюшка - Вороново - Горки - Агафоновка - Пустынь - Ждан Гора - Красное Пламя - Мякишево - Николаевка - Лукьянцево - Бакшеевка - Александов.

3) Пройденная нитка маршрута.

Бужаниново – Сватково – Пересвет – трасса Р-104 – Иудино – Ченцы – р. Дубна – Н. Шурма – Григорово – Боблово – Барово – Пустое Рождество – Сорокино – Вонякино – Сальково – Плотихино – Горки – Агафонка – Ленинская Слобода – Ям – Пустынь – р. Кубрь – Ждан Гора (рад) – Обашево – р. Сабля – Лисавы – Николаевка – Бакшеево – Александров.

4) Описание похода.

Не убоялись трудностей пути 8 человек. Доехав до Бужаниново, выгрузились из электрички, от последнего вагона перешли пути и попали прямиком в магазин. Закупившись напоследок кто чем, стартуем по асфальту, набирая скорость. Быстро пролетаем первые километры, все время двигаясь по главной дороге. Выезжаем к Ярославской трассе, проезжаем по ней метров 200 до Сватково и сворачиваем на прямую дорогу на Пересвет. Через 3 км дорога сворачивает за ж/д переездом налево, а прямо идет дорога в самый маленький и сильно секретный город Подмосковья – Пересвет. Раньше это был район города Краснозаводск, но совсем недавно он стал самостоятельным городом.

На развилке установлен странного вида памятник, состоящий из серебристого шара и остроконечной хреновины. Сразу видно – дела тут творятся серьезные…

Едем дальше, огибая город по окраине. Встречаются многочисленные в/ч и прочие закрытые территории. Вскоре миновали город и въехали в лес. Дорога резко пошла вниз и по мосту пересекла р. Кунья. За ней справа показались огромные серые корпуса какого-то секретного завода, торчащие из-за леса.

Выскочили на большое поле с деревенькой Коврово в самом центре. По правую руку громоздится тот самый завод, а дальше в лесу виден огороженный колючкой периметр – в лесу там находится какой-то испытательный полигон. Дорога идет дальше и снова входит в лес. Справа метрах в 100 от дороги через лес тянется колючка, слева чуть в стороне – мощная ЛЭП, идущая к заводу.

Пересекаем однопутную ж/д ветку, и вскоре выскакиваем на трассу P-104, ведущую из Сергиева Посада на север. По этому довольно загруженному шоссе пилим с приличной скоростью километров 6. Проехали Иудино со стекольным заводом и доехали до поворота на Богородское. Остановились перекурить. Рядом с шоссе – указатель с изображением Загорской ГАЭС – интересного гидротехнического сооружения. Обсудив принцип его работы, двигаем дальше.

Снова разгоняемся и еще через 5 км выезжаем из леса на простор. Перед нами – прекрасный вид на загорские холмы и дали. Спуск к р. Дубна через Ченцы – просто улет. Скорость спуска около 45 км/ч, причем сбросить пришлось в общей сложности метров 100! Вот это катание.

Переехали Дубну. На другой стороне болота, дорога идет по высокой насыпи. Через 1,5 км сворачиваем направо в сторону деревни Н. Шурма. Через Селково решили не ехать, чтобы поменьше пилить по трассе и чтобы немного срезать по грунтам.

После трассы тихая и пустая асфальтовая дорожка очень радует, машин почти нет. Слева в лесу тянутся сплошные лагеря и базы отдыха. В одном заброшенном п/л увидели прикольных жирафов из бетона, облицованных оранжевой стеклянной плиткой.

Дорога после отворота на Трехселище загнула влево, и начался длинный тягун до самого села Новая Шурма. Там нас ждало еще одно необыкновенное зрелище – по дороге пылило стадо настоящих двугорбых верблюдов. За ними с хворостиной в руке брел какой-то местный алкаш. Смотрелось все это очень забавно. Кто там разводит верблюдов и зачем для нас до сих пор загадка…

Верблюды довольно шустро припустили впереди нас по плитовой дороге и вскоре скрылись. Мы проехали мимо большой заброшенной церкви и дальше по вымощенной плитами дороге. Пруда, обозначенного на карте, я даже не увидел, вместо него был густой лес.

Плиты кончились. Перед нами было небольшое поле в конце которого виднелся маленький дачный поселок. Местные в один голос нам сказали, что дальше дороги нет. Мы проверили, и убедились, что действительно дорога на Хребтово не существует, либо совсем заросла.

Пришлось развернуться и проехать насквозь через длинный дачный поселок, а за его воротами сразу свернуть направо на грунтовку, чтобы попасть в деревеньку Григорово.

Оттуда стали искать проселок на Баблово. Сначала грунтовочка нашлась, но она привела к маленькому прудику на поле и там закончилась. Но через поле шла вереница столбов с проводами. Вдоль них еле-еле просматривалась старая колея, которая привела в дальний угол поля.

Столбы по просеке входили в лес. Нам нужно было туда, но путь преграждали плотная стена молодой березовой поросли. Вариантов не оставалось, и мы полезли напролом. Березняк рос так плотно, что трудно было даже вставить плечо, не то что пролезть с велосипедом.

Метров 200 мы буквально пробивались через этот буш, пока не вошли в нормальный лес. Но и тут стало не намного легче. Тропы нормальной не было, никто тут не ходит. Приходилось тащить велики по зарослям травы и крапивы, скрывающим валежник и прочую неудобь…

Линия столбов пересекала заболоченный овраг. Пришлось, чтобы не бродить зеленую воду, искать обход… В общем, за какие-то несчастные 500 метров мы хлебнули изрядно.

Вырвавшись на открытое поле, возрадовались простору. Но дороги тут тоже не было, пришлось в поводу тащить байки до самой деревни, которой вначале не было видно за бугром.

От Боблово отличная грунтовка, преодолев сухой овраг, привела к окраине Барово. Дороги на Хребтово опять не просматривалось, зато за деревней нашлась прекрасная грунтовка, ведущая под горку в сторону деревни Пустое Рождество.

По ней прокатили со свистом, выехав к небольшому кладбищу на краю деревни. Обогнув кладбище и деревню слева по околице, попали на следующий проселок, который привел нас на асфальт в деревне Сорокино. Оттуда проехали мимо Вонякино около километра и за деревней свернули налево на отсыпанную щебнем грунтовку, ведущую в Сальково.

По дороге нам встретился большой чистый пруд, в котором с удовольствием искупались. Заодно и перекусили. Времени было уже около 13.00.

Как только собрались ехать дальше, обнаружили, что у Юры на цепи лопнуло одно звено. Пришлось чиниться, хорошо, что была с собой выжимка.

Тронули дальше. После обеда крутой подъем к Сальково дался нелегко. Погодка стояла отличная – сквозь кучевые облака иногда проглядывало солнце, но не палило. А в Москве в это время был проливной дождь…

В Плотихино начался асфальт. Народ прильнул к колонке с водой. По асфальту катили совсем недолго, зато под горку, до поворота на деревню Горки. Незаметно въехали во Владимирскую область. Дальше снова пошла нормальная грунтовка, подсыпанная камушками. По ней без приключений добрались до Агафонки.

Дальше шла знакомая мне уже по прошлому году широкая грейдерная дорога. По ней удавалось гнать довольно шустро, и вскоре мы уже подъезжали к деревне Ям. Перед самой деревней в лесу увидали на обочине машину, задницей лежащую в кювете. Внутри заметили человека. Я уже морально приготовился к тому, что придется сейчас вызывать скорую и ждать, пока кто-нибудь приедет забирать жмурика. Поход при этом был бы сорван. Но к счастью для всех, мужик на водительском сиденье дышал и выглядел вполне целым, без повреждений. Кроме всего прочего, он сладко храпел, и от него разило алкоголем. Видать, покататься поехал неудачно, тачку занесло на обочину, где он и заснул. Да, уродов на свете все-таки полно…

Вздохнув с облегчением, едем дальше. Проехали Ям, сразу за деревней свернули влево на грунтовочку мимо коровника и водокачки. По лесной дорожке выехали в Пустынь, оттуда вниз к реке и по мосту переехали Кубрь. Основная дорога уходила направо, в сторону Романки. А дальше вдоль реки тоже шла грунтовочка. Проехав по ней метров 300, уперлись в канаву, впадающую в реку. Дальше ехать было некуда. Сложили велики кучей в кустах, сцепили замками. Перешли вброд (немного выше колена) канаву. Дно было илистое, неприятное. На другой стороне нас встретили заросли крапивы, а дальше – заросшее липкой травой поле, тянущееся вдоль реки. Там встретились следы какого-то трактора. По ним прошагали метров 200, а затем свернули вправо, взяв курс на виднеющуюся впереди  гору.

Пересекли еще одну канаву, на этот раз без воды. За ней началось пересохшее болотце. Идти было трудно – приходилось лавировать между кочками высотой по колено. А трава кое-где доставала до груди. Перед самым лесом проломились через заросли осоки. Я все ожидал, что мы увязнем в болоте, но воды было на удивление мало, и мы даже не замочили ног. Вот, наконец, и лес. Болото закончилось, мы стали подниматься, держа по GPS курс на вершину.

Но и здесь идти было непросто. Оказалось, что все склоны Ждан Горы покрыты старыми еловыми посадками. Вначале мы пробирались вдоль еловых грядок, но затем плотные ряды елок пошло поперек. Причем пространство между ними было заполнено поваленным орешником. Короче, та еще сельва…

Мы проламывались все дальше и выше, пока по личным ощущениям и по показаниям GPS не поняли, что находимся на самом верху. Там не оказалось ничего замечательного – все покрыто труднопроходимым лесом, маленькие полянки густо заросли крапивой.  Где тут искать каменные россыпи – непонятно. Вдобавок ко всему, вдали загрохотало, и горизонт закрыла фиолетовая туча. Хотя пока что и светило солнце, мы понимали, что накрыть нас может в любой момент. Поэтому, осознав свою крутость и решив, что цель путешествия – вершина Ждан Горы достигнута, мы отправились в обратный путь, следуя записанному треку. Как говорят альпинисты – спуск по пути подъема.

Недалеко от вершины я обнаружил под одной из елок несколько небольших круглых камней. Пару белых и один розовый. Так как в атласе как раз были нарисованы три  коричневых штриха, решили, что это и есть каменная россыпь. Ура! Я соорудил из камней тур и занес координаты в прибор. Желающие теперь смогут посетить! =)

Вернулись обратно к велосипедам. Тем, кто был в штанах, здорово повезло. Мои голые ноги до колена были так иссечены травой и ошпарены крапивой, что кожа онемела. Очень было неприятно идти обратно через высокую шершавую траву. Освежающий брод обратно через канаву, и вот мы уже расцепляем велики и выкатываем обратно к мосту.

Закапал дождь. Но не очень сильный – только намочил траву и прибил пыль на дороге. В Пустоши набрали из глубокого колодца воды и залили свои емкости, а также умылись, так как мечте искупаться в реке Кубрь не суждено было сбыться – не было удобного подхода.

По грунтовке вернулись на грейдер и покатили дальше. Дорогу за минувший год покрыли асфальтом еще на километр дальше. Теперь он начинается в Обашево. Дождь прекратил капать, а мокрый асфальт вдруг резко сменился сухим – тут дождя не было вообще. Зато на горизонте над Александровом висели темные тучи.

По хорошей дороге классно покатило, и мы вдвоем с Леней и еще одним любителем погонять рванули вперед (к неудовольствию некоторых участников группы, за что перед ними извиняемся). В считанные минуты промчались долиной реки Сабля и миновав многочисленные спуски-подъемы выехали к Ярославскому шоссе. Перекусили в известной многим придорожной кафешке, а затем выдвинулись дальше. До Александрова оставалось около 30 км, а в запасе у нас было около 2,5 часов до подходящей электрички.

Погодка вновь наладилась – тучи куда-то унесло, и засияло солнце. Мы проехали по Ярославне пару километров за деревню Лисавы, а затем свернули влево на грейдерную дорогу, ведущую в Николаевку. Днем по ней ехать было гораздо приятнее, чем ночью.

Пара человек стала заметно отставать, жалуясь на коленки. Время от времени мы останавливались их подождать. Асфальт начался только после Лукьянцево. Тут мы снова собрались все вместе. До электрички оставалось меньше часа и больше чем 12 км по асфальту. Шанс успеть был, но впритык. Мы с Леней призвали народ по мере сил ускориться и поехали дальше.

Быстро промелькнули Исаевка, Бакшеево, а вот уже и последняя горка, после готорой откроется вид на Александров. В прошлый раз я отсюда печально провожал взглядом огоньки предпоследней электрички на Москву.

Народ сильно растянулся, но я решил, что подождем отстающих ближе к вокзалу. Вот уже Александров. До платформы остается километра два, а времени в запасе меньше 10 минут. Обидно будет не успеть на эту электричку, так как дома ждут жены и дети…

Но последний отставший участник все не появляется. Тогда мы  Леней все же решили рвануть на паровоз, рассказав остальным, как доехать до станции и пожелав им попробовать все-таки успеть на нашу электричку. Примчали на платформу за 2 минуты до отправления. Электричка еще постояла минут 6, задерживаясь. Но потом все-таки двери закрылись, и мы покатили в Москву. Ребята так и не успели – расслабились. Следующая была через 20 минут.

5)            Выводы

Ну вот, наконец-то научно доказано, что ничего особенного на вершине Ждан Горы нету. (Если вы, конечно, не археолог с лопаткой.)

Маршрут неплохой, местами довольно красиво. По дороге удалось побывать в трех областях, посмотреть на самый маленький город Московской области, прокатиться по дальним деревням к северу от реки Дубна. Не очень мне понравилось начало – ничего особенного, да еще и по оживленной трассе P104 пришлось пилить больше 10 км. Участок старой дороги между деревнями Григорово и Боблово очень неприятный. С великом туда залезать не стоит, а других вариантов прохода на север, минуя трассу, нет.

 

В целом, нормально катнулись и погуляли. Одолели 120 км на велосипедах и еще 6 км пешком. Стоит заметить, что подобралась неплохая команда – большую часть пути ехали плотно, никто особо не тормозил. Да и ребята душевные. Жаль, что под конец не всем удалось ускориться и успеть на намеченную электричку. Надеюсь, те, кто ехал позже, на нас не сердятся за то, что мы от них свалили ;)

Еще покатаемся!

6)        Список участников

* Леонид Исаков (главный идеолог)
* Андрей Зайцев (ВПС)
* Олег Одинцов (мой одногруппник, в кепке на Trek-е)
* Юра Романенко (историк)
* Рустам (aka Riff)
* Игорь (его приятель)
* Сергей Гришин (Matts Speshial Edition и сникерсы)
* Егор Корнюшин (приятный, спокойный и улыбчивый)

7)            Приложения

Подробнее про то, что такое Ждан Гора, можно прочитать тут:
http://lost-towns.narod.ru/

Ссылки на отчеты о прошлогодних попытках:

Велоотчет: Лосиный маршрут. (Первая попытка Лени Исакова 17 сентября 2006)
Отчет о велоброске Талдом-Александров (1 октября 2006)
Отчет о пешем походе 1 кс по Ярославской области. Ермолаев. Ноябрь 2006.

Загорская ГАЭС

На самом севере Московской области находится единственная в России гидроаккумулирующая электростанция – Загорская ГАЭС. Два водохранилища, располагающиеся на разной высоте и соединенные нитками трубопроводов, шесть мощных гидротурбин позволяют электростанции ночью, когда нагрузки в городах падают, поднимать воду в верхний бассейн, а утром, во время пиковых нагрузок, увеличивать мощность московской энергосистемы на 1200 МВт.

Загорская ГАЭС располагается в 100 км севернее Москвы. Гидроаккумулирующая электростанция является уникальным гидротехническим сооружением, посредством которого удается запасать гидравлическую энергию, превращая ее, по мере необходимости, в электрическую.

место расположения - пос. Богородское Сергиево0Посадского района Московской области

год начала строительства - 1974
год ввода в эксплуатацию - 1988
Установленная мощность - 1200 МВт
среднегодовая выработка электроэнергии - 1200 млн кВт/ч
Количество гидроагрегатов - 6

Состав сооружений ГАЭС:

- земляная плотина на реке Кунья;
- дамбы, образующие верхний бассейн;
- напорные водоводы;
- здание ГАЭС.

Мощность ГАЭС - 1200/1320 МВт (в турбинном/насосном режимах), выработка - 1950 млн.квт.ч (2004). В здании ГАЭС установлено 6 обратимых гидроагрегатов радиально-осевого типа мощностью по 200/220 МВт, работающих при расчётном напоре 100 м. ГАЭС создала 2 небольших водохранилища - в нижнем бьефе, на реке Кунья, и в верхнем бьефе.
Загорская ГАЭС спроектирована институтом Гидропроект.

Экономическое значение:

Загорская ГАЭС используется для выравнивания суточной неоднородности графика нагрузок. Во время ночного провала энергопотребления ГАЭС закупает дешёвую электроэнергию, закачивая воду в верхний бьеф. Во время утреннего и вечернего пика энергопотребления ГАЭС продает дорогую пиковую электроэнергию, сбрасывая воду из верхнего бьефа в нижний. Опыт эксплуатации ГАЭС и её использования в целях регулирования электрических режимов показал, что она является не обычным генерирующим источником, а скорее многофункциональным источником оказания системных услуг, способствующих не только оптимизации суточного графика нагрузок, но и повышению надёжности и качества электроснабжения. Актуальность привлечения Загорской ГАЭС к оптимизации режимов энергообъединения косвенным образом подтверждается тем, что число пусков обратимых гидроагрегатов ГАЭС достигает 440 в месяц, а иногда составляет около 30 пусков в сутки. Также Загорская ГАЭС решает важную роль создания аварийного резерва энергосистемы.

История строительства:

В 1974 в районе села Богородское началось строительство ГАЭС, 31 декабря 1987 был пущен первый гидроагрегат. Окончание строительства Загорской ГАЭС финансировалось Европейским банком реконструкции и развития кредитом на сумму $50 млн. Последний, шестой, гидроагрегат был введен в сентябре 2000. Акт о приёмке Загорской ГАЭС в постоянную эксплуатацию был подписан в конце 2003.

ГАЭС-2

Эксплуатация Загорской ГАЭС показала ее высокую эффективность. Как следствие, был разработан проект расширения станции - строительство Загорской ГАЭС-2. Проектная мощность этой ГАЭС - 840 МВт (4 обратимых гидроагрегата по 210 МВт). Стоимость строительства ГАЭС оценивается более чем в 22 млрд.руб. 4 мая 2006 состоялась государственная регистрация ОАО Загорская ГАЭС-2. Задача новой компании на начальном этапе разработка обоснования инвестиций строительства Загорской ГАЭС-2, выполнение необходимых проектно-изыскательских работ, отвод земельных участков под строительство станции, а также проведение других подготовительных работ, необходимых для начала строительства. Начало строительства ГАЭС-2 планируется на 2007, пуск первого гидроарегата - 2010, окончание строительства - 2013. Финансирование строительства Загорской ГАЭС-2 включено в инвестиционную программу ГидроОГК на 2007 год, а также в перспективную инвестиционную программу этой же кампании на 2007-2010 годы.

Добавлен: 05 июль 2007 01:54 Автор: vovamgty #40206
vovamgty аватар
Круто!!!!! :)
Добавлен: 05 июль 2007 13:35 Автор: RomanFarmer #40209
RomanFarmer аватар
Ну что же это такое господа!
Уже который раз ни в чем не повинные новгородцы обзываются нижегородцами!
В те времена Нижнего Новгорода и в помине не было!

Альтернативный отчет:
www.3x9.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=187
Добавлен: 05 июль 2007 13:49 Автор: zaya #40210
zaya аватар
Нижегородцы оставлены в покое. =)

Заодно вставлю список участников и пару фоток добавлю...
Добавлен: 06 июль 2007 03:47 Автор: BePeHuX #40217
BePeHuX аватар
Ну, не знаю, с кем там сражались суздальцы, но с нижегородцами они сражаться вполне могли.

Для справки:
История города Нижнего Новгорода начинается в 1221 году. Нижний Новгород был основан у места слияния великих русских рек - Волги и Оки князем Юрием (Георгием) Всеволодовичем в 1221 году как опорный пункт обороны русских границ от мордвы, черемисов и татар.

Хотябы по кремлю можно судить, что город немолодой.
Добавлен: 06 июль 2007 12:40 Автор: zaya #40221
zaya аватар
Предлагаю знатокам написать на эту тему отдельную статью ;)
А в этой я уже править ничего не буду - надоело =)