Перевал Шуры Зайцева (2А, 4500)

Автор: SG, 22.08.2021 13:06
Просмотров: 2124

04 августа мы спустились к заброске у моста на реке Нарын с опозданием на два дня. Мы – это я, Сергей Ганаховский, и команда: Настя Мотренко, Олег Дрыгин, Саня Глазер, Антон Старшов и Александр Зотов (Зо).

Уже накануне было понятно, что вторую часть маршрута мы не потянем: как ни режь, слишком высоки риски где-то слегка встрять и опоздать на самолёт. Маршрут наш проходил по самым малохоженым местам Центрального Тянь-Шаня, из справочных материалов лишь карты и спутниковые снимки, а суровость района при продвижении с севера на юг возрастает. И тогда мы решили не завершать маршрут досрочно, а сходить радиально по маршруту насколько хватит тех нескольких дней, что у нас остались до отъезда.

VVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVV

На следующий день мы перевалили через хребет, название которого даже на картах не значится и очутились в совершенно волшебном месте. Горы в верховьях Чакыр-Корума сложены из светлых пород – известняка и песчаника, что делает краски полупрозрачными, теплые желтые и красноватые оттенки напоминают картины Рериха. Спуск по ущелью был похож на путешествие по волшебной стране, примешивалось чувство какой-то полной дикости и нетронутости здешних мест. Светлые камни с хрустальной речкой между ними, ветер колышет высокогорные травы, стелящиеся ковром под нашими ногами, а наверху пики сверкают снегом…

Базовый лагерь разбили у подножья хребта Чакыр-Корум, в начале подъема на одноименный перевал. Отсюда мы решили одним днём сходить в верховья р. Оролмо ("закрученный, винтообразный, спиральный" – кирг.). В верховьях долины должен быть перевал в долину р. Джагалмай, он и был поставлен как цель максимум нашего разведывательного выхода.

Часто так бывает, что после напряженных дней людям хочется отдохнуть и не хватает мотивации идти в радиалки и на бонусные вершины и перевалы. Так было и на этот раз, поэтому ранним утром 06 августа вверх выдвинулась лишь тройка восходителей в составе Олега, меня и Зо. Раннее утреннее солнце освещало долину и капли росы на траве, оно грело нас и поднимало настроение.

Вход в ущелье Оролмо оказался настоящим чудом и напоминал кадры из «Властелина колец»: светлое галечное поле с прозрачным ручьем посередине постепенно сужается между желтовато-белых каменных стен и замыкается отвесными скальным каньоном шириной буквально метр, в который мы, немного трепеща от восторга и неизвестности, и вошли.

За скальными воротами каньон продолжился, и мы так и шли по его дну, прыгая с одной стороны ручья на другую, облезая прижимы по камням и скалкам, любуясь небольшими водопадами и натечным льдом, сверкающем на камнях после морозной ночи.

На выходе из каньона на нас хлынул простор: открылся перевал, освещенный утренним солнцем; ледник, окруженный скалами всевозможных оттенков и синее небо. Вскоре мы вышли на язык ледника, который в какой-то момент просто плавно начался. Не надо было искать, ни где лучше подняться, ни надевать кошки. Он мягко подстелил себя под наши ноги для продолжения пути. На нем лежала морена из белых камней, всё было присыпано тонким слоем снега после заряда вечерней непогоды и создавало ощущение первозданной чистоты.

Часа полтора мы шли по плоской открытой части ледника, затем связались и начали подъем на перевальный взлет. Пока мы были ниже, нахождение перевала вопросов не вызывало, мы даже это не обсуждали. Но при приближении к гребню всё стало не так очевидно и почему-то стало казаться, что он гораздо правее по ходу. В верхней части склон пересекает огромная трещина, с ответвлениями, похожая на гигантскую улыбку, верхний левый (по ходу) край которой лежит даже и на самом перевальном гребне. Но на подходах это было отчасти скрыто и наш план был подойти под нее и либо пересечь, либо траверсировать склон под ней до выхода на гребень. Оказалось, что трещина эта огромная, вокруг всё очень рыхлое и в «узком» месте пересекать ее небезопасно, траверсировать под ней тоже. Поэтому мы вылезли на гребень, используя снежно-ледовую пробку в широкой части трещины и взобравшись метров 20 на её верхний борт по довольно крутому склону.

Все эти приключения не понадобились бы, возьми мы на сотню метров левее по ходу, где был просто крутой снежный склон безо всяких трещин. Этим вариантом мы воспользовались на спуске.

Гребень перевала выглядит интересно, но характерно для этих мест: хребет вытянут с запада на восток, экспозиция склонов северная и южная. Северные склоны покрыты ледниками, южные – осыпь и скалы. На гребне резкая граница между ледником и скалами: ледник просто лежит многометровым слоем крема поверх. Двухметровая отвесная стенка, местами с карнизами, для спуска на перевал.

После выхода на гребень мы поняли, что вылезли аккурат на перевал, хотя ранее казалось, что он дальше по гребню. За нашим хребтом открылись покрытые грозовыми облаками пики и перевалы хребта Борколдой, который мы должны были пересечь последним в нашем походе, но до которого, мы, увы, не дотянули. Спуск с перевала на другую сторону – комфортная плоская осыпь до самого низа, путь вниз хорошо просматривается.

Мы набрали слякоти, чтобы вскипятить воды на обед, GPS показывал высоту 4500 м. После недолгого совещания мы решили назвать перевал в честь Шуры Зайцева. Шуры, не Александра, потому что для большинства, кто знал его сколько-нибудь близко, он был именно Шурой. Светлый перевал, светлый человек. Горы Тянь-Шаня, которые он любил. Уединенное красивое место в сердце гор, достаточно сложный для 2А, но в целом простой и доступный перевал.

Спуск прошел без приключений: взобравшись обратно на ледник по двухметровой снежной стеночке, мы прошли несколько десятков метров правее по гребню, откуда с попеременкой, точки на ледорубах, преодолели крутой участок (~150-200м, до 45*) прямо вниз и в связках дошли до открытой части ледника, периодически проваливаясь по колено в снег, потому что наст уже перестал держать.

В каньон на обратном пути мы спускаться не стали, ручей стал более полноводным, да и день клонился к закату. Вместо этого мы пошли по травянистой террасе правого борта над каньоном, откуда открывался потрясающий вид на долину Чатыр-Корума и наш вчерашний хребет. Еще издали мы заприметили человека внизу, на галечных полях на выходе из каньона. Конечно же, это была Настя, минут двадцать спустя она встретила нас широкой улыбкой. Мы обнялись и поделились новостями – пройден новый перевал, назван в честь Шуры Зайцева, всё хорошо, мы счастливы!

41°22.6475’N, 77°30.6237’E

Добавлен: 23 авг 2021 22:28 Автор: 4apa #85778
4apa аватар
Странно, что нет комментариев. Очень здорово! Ребята, вы молодцы!
Добавлен: 23 авг 2021 23:51 Автор: SeD #85779
SeD аватар
Серега, спасибо за романтичный и красивый рассказ. И за перевал Шуры Зайцева.

Красивые цветные азиатские горы.
Добавлен: 23 авг 2021 23:54 Автор: SeD #85780
SeD аватар
А каньон прошли по воде? Или как-то пролезли по скалам?
Добавлен: 24 авг 2021 09:40 Автор: SG #85783
SG аватар
Олег бросил несколько булдыганов в ручей и можно было попрыгать/полазать не снимая ботинок
Добавлен: 28 авг 2021 13:50 Автор: EZ #85801
EZ аватар
Спасибо за рассказ
Добавлен: 28 авг 2021 13:53 Автор: EZ #85802
Только у меня с телефона что-то с фотками не то?
Добавлен: 28 авг 2021 15:11 Автор: SG #85803
SG аватар
сайт так сверстан :velik:
Добавлен: 28 авг 2021 21:17 Автор: SeD #85804
SeD аватар
Наверно, важны какие-то соотношения между шириной фотки и размером экрана смартфона в пикселях.
Добавлен: 28 авг 2021 21:19 Автор: SeD #85805
Серег, такое впечатление,что если фотка не на всю ширину страницы, а Уже, то и в телефоне она сохраняет пропорции H*L. :hunter:
Вот бы кто объяснил, как надо. :rtfm:
Пробовал при вставке уменьшать одну координату - вторая уменьшается автоматически, что-то в таком духе. :phil_24:
Похоже, что ширина фотки в пиксах д.б. не больше, чем у смартфона (но это не точно)
А если повернуть смартфон горизонтально , то лучше. Лен, попробуй. :couple:
Добавлен: 15 сен 2021 09:57 Автор: MamOla #85841
MamOla аватар
Ребята, прошу прощения, что не ответила сразу, не получилось. Да и трудно подобрать слова, чтобы выразить чувства. Спасибо вам огромное и низкий поклон за ваше внимание и память. Перевал красивый, пусть его проходят люди, которым обязательно надо дышать воздухом горных вершин, видеть ночное звездное небо, умываться ледяной водой горных рек. Шура любил горы, чувствовал их. Ещё раз огромное спасибо Сергею и всей команде. Новых интересных походов, а самое важное: всегда возвращайтесь домой живыми, здоровыми и полными впечатлений!
Добавлен: 27 апр 2023 17:02 Автор: SeD #87027
Из группы Дмитриева:

"Мария Добровидова и Татьяна Осокина, проходя трекинг вокруг Манаслу, установили памятную табличку."